РИГА, 12 мар — Sputnik. Снижение объема промышленного производства на 5%, наблюдавшееся в январе по сравнению с январем прошлого года, можно объяснить сокращением строительства в тех регионах Европы, которые получают древесину и цемент из Латвии, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
Сектор промышленности, именуемый редко употребляемыми в обиходе словами – "производство неметаллических минеральных продуктов", - показал снижение на 24,2%. Статистическая классификация видов экономической деятельности NACE поясняет: этот раздел включает стекло и изделия из стекла, в том числе производство стекловолокна, керамики, камня, цемента и гипса. Этот промышленный подсектор в Латвии представляют производители стекловолокна в Валмиере, производство цемента в Броцены, производители гипсокартона и смесей в Сауриеши и кирпичная печь в Лоде. Продукция этой промышленной подотрасли необходима для строительства. Казалось бы, отрасль просто обязана процветать, ведь объем строительства в Латвии в 2023 году был на 18,9% выше, чем годом ранее. Но местный спрос не компенсировал падение экспорта.
Такая же ситуация наблюдается в деревообрабатывающей промышленности (-1,6%), производстве мебели (-17,6%) и производстве металлопродукции (-10,2%). Снижение объемов деревообрабатывающей промышленности в процентном отношении выглядит очень небольшим, но это существенно влияет на общий объем, так как доля древесины и изделий из нее в экспорте Латвии весьма большая.
Обрабатывающая промышленность – в минусе, добывающая – в плюсе
Все перечисленные подотрасли промышленности относятся к обрабатывающей промышленности, которая в целом сократилась на 7,3%. Это очень болезненно, ведь обрабатывающая промышленность должна обеспечивать наибольший доход от экспорта, хорошо оплачиваемые рабочие места с квалифицированными кадрами и так далее. Так должно быть, по крайней мере, в Латвии, которая не может выжить за счет экспорта природных ресурсов. Правда, в действительности Латвия склонна экспортировать древесину, обработанную так мало, что называть это промышленным продуктом можно, только следуя традициям и общепринятой классификации.
Энергетика и добывающая промышленность в классификации находится на том же уровне, что и обрабатывающая промышленность.
Энергоэффективность во многом зависит от внешних сил, на которые Латвия повлиять не может. Остается смириться с проявлениями сил природы. Латвийские энергетики, конечно, не виноваты в том, что гидроэлектростанции в январе произвели на 47,2% меньше электроэнергии, чем год назад – тут повлияла погода. В январе прошлого года температура воздуха колебалась около нуля, снег выпадал и таял, талые воды попадали в Даугаву и крутили турбины ГЭС. В этом году вода оставалась под снегом и льдом и до турбин дошла только в феврале.
Без электричества Латвия не осталась, так как имеются достаточно мощные тепловые электростанции. Их нужно было использовать для покрытия потребления. В результате по сравнению с январем 2023 года рост производства на ТЭС составил 90,1%. На работу ТЭС благоприятно повлияло и снижение цены на природный газ по сравнению с январем 2023 года. Но поставки электроэнергии и газа сократились на 1,1%.
Выделяется добывающая промышленность с ростом на 3,2%. Это соответствует росту строительства в Латвии, что, в свою очередь, продиктовано циклом освоения средств Евросоюза. На конец прошлого года пришлось поторопиться с окончанием проектов периода планирования 2014–2020 гг., чтобы получить вознаграждение за реализацию проектов. Медленно началось освоение средств периода 2021–2027 гг. Уже нужно торопиться с освоением финансированием Фонда восстановления, созданного из-за COVID-19, – сроки окончания проектов подойдут в 2026 году.
Производство продуктов
Разнообразие промышленных секторов почти автоматически обеспечивает стабильность – всегда есть отрасли, которые в данный момент переживают подъем. Сейчас это производство продуктов питания, которое с начала 2023 года демонстрирует стабильный рост. В январе этого года объемы увеличились на 3,1% по сравнению с январем прошлого года. Также можно поздравить производителей полиграфии и звукозаписи с ростом в 9,8%, в январе этого года остановился спад, который в данном секторе длился 17 месяцев.
Правительство считает, что снижение объемов промышленного производства является временными колебаниями. Минфин заявил, что это удивительно – ведь во второй половине прошлого года показатели промышленности улучшались. Минэкономики прогнозирует, что в 2024 году обрабатывающая промышленность вернется к росту, который главным образом будет определяться улучшением экспортных возможностей. Трудности сохранятся для отдельных компаний, которые связаны с рынками России и других стран бывшего СССР.
Наряду с показателями объемов уже реализованной продукции представлены результаты опросов предпринимателей о том, готовятся ли они к расширению или сокращению деятельности. Оказалось, что и в ЕС, и в Латвии настроение предпринимателей скорее положительное. Как и госаппарат Латвии, они ожидают роста экономической активности во второй половине этого года.
Одним из источников роста промышленности и валового продукта считаются военные заказы стран, которые должны достичь и предприятий металлообработки, машиностроения и электроники в Латвии.