РИГА, 1 мар — Sputnik. Латвии следует объявить о выходе из амбициозного проекта железнодорожной инфраструктуры Rail Baltica, поскольку это может привести страну к банкротству, заявил лидер оппозиционной партии "Латвия на первом месте" Айнарс Шлесерс в эфире Латвийского телевидения.
"Что касается Rail Baltica, то, что сейчас происходит, абсурдно — сейчас формируются какие-то группы, они разговаривают, по сути, тянут время, потому что понимают — миллиардов нет, они исчезли", — заявил политик.
Шлесерс считает, что нужно "уведомить Европу о том, что мы отказываемся от этого проекта, и сказать, что не будем реализовывать этот проект в прежнем виде". Однако, по его словам, этап проекта строительства железной дороги между центром Риги и аэропортом должен быть реализован.
Он также заявил, что Эстония является главным инициатором проекта, поэтому "пусть бегают и помогают привлечь новые средства".
"Нужно заявить – часть, связанная с транзитом, необходима для военной безопасности, значит, будьте добры, нам нужны дополнительные средства из военных фондов", – добавил политик.
Проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии европейского стандарта колеи от Таллина до литовско-польской границы, чтобы страны Балтии могли быть связаны с другими европейскими странами по железной дороге с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час.
Rail Baltica включена в Европейскую транспортную сеть (TEN-T), транспортные коридоры которой должны быть введены в эксплуатацию к 2030 году, и страны, в которых реализуются проекты TEN-T, взяли на себя такие обязательства. В то же время ясно, что для завершения проекта до 2030 года предусмотренного в настоящее время финансирования не хватит.
Изначально стоимость строительства латвийского участка Rail Baltica оценивалась примерно в 2 млрд евро. Прошлой осенью уже появились новые данные: железнодорожный проект может стоить в четыре раза дороже – уже около 8 млрд. При этом Rail Baltica запаздывает по многим позициям: и с проектированием, и с отчуждением земли, и с разработкой строительных проектов.
Рижский участок магистрали, проходящий через Центральный железнодорожный вокзал и рижский аэропорт, в настоящее время является наиболее сложным в том числе с точки зрения времени, поскольку расторгнут договор с его проектировщиком, испанской компанией IDOM, а это может задержать строительство еще на два года.
На этом фоне руководство совместного предприятия стран Балтии RB Rail разрабатывает различные сценарии, какие участки проекта можно вычеркнуть на первом этапе реализации. В ходе дискуссии предлагаются варианты, согласно которым к 2030 году будет построена только линия, которая со стороны Эстонии через Саласпилс уходит на Иецаву и дальше в Литву. А соединение с Ригой предлагается создавать уже потом — за счет отдельной железной дороги. Практически все эти сценарии предусматривают отказ от строительства нового железнодорожного моста в Риге.