РИГА, 21 фев — Sputnik. Латвия предпринимает экстравагантные шаги, надеясь, что страны Евросоюза последуют ее примеру, а не воспользуются возможностью вытеснить в Латвии местные продукты питания, продавая в стране хлеб, мясо и молочные продукты, в производстве которых использовано более дешевое российское зерно. Местные производители зерна и предприниматели некоторых других подотраслей сельского хозяйства также усмотрели свою выгоду в повышении цен на продукты питания, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā. Крупный транзит разрешат, мелкий импорт – под запрет.
Национальное объединение мобилизует своих сторонников перед выборами в Европарламент лозунгом "кровавого зерна". Подготовленный им законопроект о запрете ввоза сельхозпродукции из России и Беларуси был внесен в Сейм месяц назад. Правящая коалиция его притормозила, чтобы дать время членам правительства выяснить в инстанциях Евросоюза, что Латвия может и чего не может позволить себе в отношении экспорта российских продуктов питания через границу между Россией и ЕС, которая одновременно является и границей Латвии. В результате Минземледелия написало, а бюджетно-финансовая комиссия Сейма доработала альтернативный законопроект, который запретит ввоз российской сельхозпродукции до 1 июля следующего года, но не будет запрещать транзит той же продукции через Латвию и транзитные услуги – таможенное оформление грузов для свободного обращения на территории ЕС. Законопроект отправлен на пленарное заседание Сейма как срочный, и вполне вероятно, что депутаты проголосуют по нему в двух чтениях уже завтра, 22 февраля.
Одной из причин, по которым законопроект, подготовленный Нацобъединением, забраковали, было отсутствие сведений о влиянии такого предложения на экономику. При подготовке альтернативного законопроекта Минземледелия пришло к выводу, что в стране остается 1,4% российского зерна, растаможенного на территории Латвии. Так вот, целью нового закона будет отказ от ввоза в Латвию этих 1,4%. То же самое может быть и с кукурузой, рапсом и другими фуражными продуктами, сведений по которым меньше и поэтому из статистических данных не удалось получить показатель импорта этих продуктов в Латвию или реэкспорта из Латвии.
Потери Латвии оценивают как символические
Некоторые данные предоставил Мартиньш Тронс, член правления общества "Крестьянский сейм". У него были данные за 10 месяцев прошлого года, когда страны ЕС импортировали российское зерно в объеме 1,3 млн тонн, и 0,33 млн тонн зерна из этого объема поступило в ЕС через Латвию. С одной стороны, неприлично много для одной из 27 стран ЕС. С другой стороны, вполне логично, учитывая, что Россия и Беларусь имеют сухопутную границу лишь с пятью странами ЕС. Участие Латвии в поставках российского зерна в ЕС становится еще более понятным – латвийские порты традиционно использовались для экспорта российских товаров.
Так, 1,4% от 330 тысяч тонн зерна составят 4,6 тысячи тонн. Десять месяцев 2023 года не являются показателем всего года, и этот год не обязательно должен быть похож на прошлый, но давайте предположим, что эти цифры дают примерное представление о потерях, которые Сейм нанесет Latvijas dzelzceļš и животноводству - основному потребителю российского зерна.
Член правления Ассоциации латвийских стивидорных компаний Арис Озолиньш рассказал, что за перевозку тонны зерна от восточной границы Латвии до Лиепаи LDz получает 11 евро. Таким образом, железная дорога может потерять около 50 тыс. евро. Такая сумма особо не впечатляет.
Но при этом латвийское животноводство потеряет доступ к более дешевым кормам. Мартиньш Тронс считает, что цены на российское зерно могут быть дешевле примерно на десять евро за тонну, или на 1/10 текущей цены пшеницы на бирже. И это с огромными оговорками о том, что раньше, когда России не нужно было продавать свою нефть, зерно и т. д. со скидками, дело было в том, что крупные сделки закрывались по соглашению сторон, а не по биржевым ценам. Соответственно, с оговорками следует привести и расчет, что скидка в 20 евро на 4600 тонн зерна позволит сэкономить 92 тыс. евро.
Для удобства потребителей следует принять во внимание и расчеты о том, что цена зерна составляет лишь 1/10 от цены хлеба. Из одного евро, который человек платит за хлеб в магазине, хлеборобы получают 10 центов, а остальные 90 центов делятся между мукомольными предприятиями, пекарями, перевозчиками продуктов, торговцами и, прежде всего, государством, собирающим налоги со всех этих мероприятий. В птицеводстве (яйца и мясо) и свиноводстве цена зерна на цену продукции влияет сильнее, чем на хлеб, но российское зерно все равно не отдается бесплатно, то есть оно получается не так уж и дешевле зерна местного происхождения, чтобы потребители эту разницу заметили. Производители в этом отношении более чувствительны, как рассказала председатель правления Латвийской ассоциации свиноводов Дзинтра Лейниеце, и при расчете себестоимости продукции вынуждены учитывать даже вторую цифру после запятой.
Что Латвии позволят, то и будем делать
Из цифр, показывающих десятые и сотые доли евро или даже евроцента, порой можно собрать миллионы и миллиарды евро, если оборот достаточно большой. Озолиньш обратил внимание на то, что покупкой и перепродажей российского и украинского зерна в мире в основном занимаются американские или канадские посредники с годовым оборотом в сотни миллиардов долларов. Европейцы стараются от них не отставать. Вот, например, итальянцы купили 700 тысяч тонн российского зерна для производства макарон и их продажи, среди прочего, и в Латвии.
Но Латвии в эти серьезные дела вмешиваться нельзя. Об этом на заседании бюджетно-финансовой комиссии заговорил и председатель комиссии Янис Рейрс, и руководитель юридического бюро Дина Мейстере и директор департамента косвенных налогов Минфина Солвита Амаре-Пилка. Латвии разрешено повозиться с законами местного значения, издержки которых заметны только в латвийских масштабах.