РИГА, 14 фев — Sputnik. Для жителей села автобус стал какой-то лотереей: то ли будет, то ли нет, то ли остановится, то ли мимо проедет, и вообще – неизвестно, сохранится ли маршрут после очередного сокращения, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
На первый план сейчас вышел вопрос о ликвидации школ, еще остающихся за пределами городов. Недавно премьер-министр Эвика Силиня пообещала, что представители ее бюро, Минобразования, Минсообщения, министерства охраны окружающей среды и регионального развития, Минэкономики и комиссии Сейма по образованию, культуре и науке в течение двух недель встретятся со всеми латвийскими муниципалитетами, чтобы обсудить предлагаемую реформу школьной сети. Таким образом, государство еще раз спросит людей, зачем они до сих пор живут в селе. Если это выгодно, пусть покупают вездеходы, а еще лучше – вертолеты и передвигаются, не жалуясь государству на плохие дороги и несуществующие автобусы – и обычные автобусы пассажирских перевозок, и автобусы, обещанные школьникам или другим группам жителей.
Если же люди живут в деревне потому, что больше им жить негде, пусть тогда довольствуются возможностями, которые государство может себе позволить им предоставить. Перемещение – это предпосылка для всех остальных возможностей, потому что позволяет деревенским получить образование, услуги здравоохранения и другие услуги в городах, а также дождаться медиков, полицейских или пожарных в достаточно короткий срок.
Жители села исчезают, машины появляются
Общественный транспорт в системе передвижения людей важное место занимает с середины прошлого столетия. Но теперь он уже не воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Прежде всего, сократилось количество сельских жителей, как и общая численность населения страны.
Во-вторых, увеличилось количество личных автомобилей, используемых для перемещения. Данные ЦСУ в этом разделе не столь подробны, как в случае с населением. Самые ранние данные имеются с 1980 года и показывают не общее число автомобилей, а их количество на 1000 жителей. В том году этот показатель составил 66. В 1990 году люди встречали восстановление независимости Латвии с показателем 106 автомобилей на 1000 жителей, а в начале прошлого года было 409 автомашин на 1000 жителей. Чисто арифметически это означает, что парка легковых автомобилей с лихвой достаточно, чтобы отвезти всех туда, куда им нужно. Чаще всего пятиместные автомобили должны вместить 2,44 пассажира или одну среднестатистическую семью.
Грантов слишком мало, но их не должно быть вообще
Но в реальности все не так просто. Как правило, автомашины перевозят одного водителя или простаивают, пока пассажиры едут на общественном транспорте, что иногда удобнее, выгоднее и дешевле. Но государство доплачивает пассажирам автобусов и пригородных поездов за пользование общественным транспортом. Расчеты между государством и междугородными и сельскими автобусными пассажирскими перевозчиками за 2023 год показали, что на содержание нынешней транспортной сети – общей протяженности маршрутов и интенсивности рейсов – от государства, то есть, от налогоплательщиков, требуется почти 63 млн евро в год. Сами пассажиры в прошлом году за билеты заплатили всего 28,55 млн евро.
Право пассажиров автобусов и пригородных поездов хотя бы виртуально получать два евро за каждый евро, потраченный на билеты, сводит с ума людей, которые ездят на собственных автомобилях и таким образом сами оплачивают свои дорожные расходы. Почему государство не подарит им два литра за каждый литр использованного топлива?!
Но столь же недовольны пассажиры автобусов – во многих случаях отнюдь не гарантировано, что люди вовремя доберутся до нужного места. Нет особого смысла в поездке на автобусе, если после нее еще пять часов придется ожидать приема у врача или еще столько же ждать автобуса после визита у врача. В таких случаях люди ищут и находят возможности использовать личный транспорт, но в результате сокращается количество пассажиров, растет необходимость в государственных субсидиях на каждый сохранившийся автобусный рейс с одним или двумя-тремя пассажирами.
Государство провоцирует конфликты
Возможно, в связи с планами закрытия школ, а заодно – и почтовых отделений, в соцсетях поднялась и даже до СМИ добралась волна возмущение пассажиров порядком организации рейса, который предусматривает лишь чуть более половины остановок, признанных государством таковыми: "В Латвии сеть региональных автобусных маршрутов насчитывает в общей сложности около 16,5 тысячи остановок, из которых в маршруты сейчас включены 9,7 тысячи", - прокомментировали ситуацию в Дирекции автотранспорта (ДАТ), которой государство доверило распределение дотаций между компаниями автобусных пассажирских перевозок.
Пассажирам известна старая и всем понятная практика: не во всех рейсах предусмотрено останавливаться на всех остановках. Такая манера водителей и пассажиров, вероятно, тянется с самого начала автобусного движения сто лет назад. Пассажиры понимают такие правила игры, но реагируют резко, если ДАТ, муниципалитеты и перевозчики меняют эти правила, как им вздумается.
Самореклама учреждений ставит под угрозу жизнь людей
В качестве одного из последних примеров дезорганизации автобусного движения был упомянут случай, когда последний рейс Рига – Валмиера не остановился в Вангажи, а также был случай 25 января, когда вженщине пришлось идти с остановки до дома несколько километров - а путь по обочине шоссе зимней ночью очень опасен, даже если у пассажира имеется светоотражающий жилет. При этом пару раз в год проводятся специальные встречи политиков и чиновников, на которых ругают недисциплинированных автомобилистов и других участников дорожного движения, из-за которых показатель Латвии по числу погибших в ДТП заставляет краснеть.
Скорее всего, в таких случаях виновато следование инструкциям специалистов по связям с общественностью о том, как хорошие дела заменить хорошими новостями. Если в рамках имеющегося бюджета, бюрократии и коррупции нельзя реально улучшить дорожное движение, можно применить псевдоулучшения - объявить о сокращении времени рейса, что якобы дает огромное удобство для пассажиров. Поэтому из расписания удаляется пара остановок и время рейса сокращается на несколько минут. А это уже неопровержимый повод рассказать о том, как ДАТ совместно с муниципалитетами и перевозчиками (на самом деле, круг желающих переделывать маршруты и писать самовосхвалительные заявления еще шире) добилась улучшения работы общественного автотранспорта. Далее – возмущение пассажиров и отчеты, в которых улучшением названо противоположное: "За предыдущие четыре месяца в расписания было включено 38 новых автобусных остановок", - заявила ДАТ в ответ на вопросы журналистов и несколько инцидентов, получивших огласку за последние несколько дней.
Причин отсутствия автобусов много
Есть и другие причины, по которым пассажиры иногда остаются на совершенно законных остановках или не попадают в нужный им пункт назначения. Это причины, по которым не выполняются регулярные рейсы. Например, 13 февраля, из запланированного 4881 рейса официально отменены 11. Такое соотношение не позволяет утверждать, что в перевозках царит хаос, но выполнение большинства рейсов – слабое утешение для тех, чьи планы 13 февраля были сорваны из-за неприбытия автобуса.
Скорее всего, на самом деле не было еще каких-нибудь рейсов, если посреди леса сломался автобус или заболел водитель. Это обычные дни, к тому же на дорогах распутица, и ситуация может быть хуже среднестатистической. А в другие дни рейсы могут быть сорваны из-за болезни большего числа водителей или по другим причинам.
Время от времени рейсы на отдельных территориях были парализованы в результате тендера, организованного ДАТ на право получения субсидий на пассажирские перевозки. Тендер нужно было закончить в 2020 году, но гранты оказались настолько желанными, что за них началась нешуточная борьба. Кое-где она еще не закончилась. ДАТ предоставила право на перевозки компаниям, которые впоследствии оказались неспособными выполнить свои обязательства. Из-за этого руководство ДАТ было уволено, и теперь учреждением управляют замы, а Минсообщения ищет хороших руководителей.