Речь о том, что в КНР не просто вырос туризм, а довольно резко изменился список предпочтений. Сегодня китайцы едут отдыхать прежде всего на Мальдивы, затем, по убыванию, в Сингапур, Таиланд и Россию. Эта новость стала известна из опроса, проведенного изданием Global Times, пишет Дмитрий Косырев для РИА Новости.
Что касается прочих шести стран первой десятки, то ранее суперпопулярная Япония упала на пятое место, а Австралия и Южная Корея и вовсе выпали из этой верхушки рейтинга. Европейцы пока там держатся — это Швейцария, Исландия, Франция и Италия. Ну, и еще Новая Зеландия.
Такая статистика — часть типичного для КНР подведения итогов всего мыслимого не только к 1 января, а еще и к китайскому Новому году, который начался вчера. Понятно, что в самой стране лучше видят перемены, которые нам, снаружи, незаметны. И первым делом замечают простую и очевидную вещь: страна ожила, постепенно преодолевает последствия борьбы с вирусом.
Китайцы снова ездят повсюду, но прежде всего в собственных границах. Итоговые новогодние цифры еще впереди (каникулы, главный отпускной период года, завершаются числу к 20-му, а по факту еще позже). Но уже сегодня понятно, что туризм превзошел показатели предвирусного 2019 года и обогнал их. Внутренние новогодние поездки стремятся к хорошей цифре в полмиллиарда человек (и никому не советую попадать в эту толпу, штурмующую поезда или аэропорты). Зарубежные — сейчас границы КНР пересекает до 1,8 миллиона человек в день.
А это означает, что экономика действительно пришла в себя после вируса. Показатели общего роста ВВП за истекший год, напомним — 5,2 процента, это неплохо и по объему больше, чем произвели США. Но экономика — это прежде всего поведение людей, градус их энтузиазма и готовность чего-то добиваться. Тут показателен и туризм, и многое другое. Например, сегодня китайцы отмечают, что выросли почти вдвое продажи обычных гитар — и что бы это значило?
Но то внутренняя экономика. А вот что там насчет Мальдив во главе списка предпочтений, и вся динамика этого списка в целом? Здесь, конечно, политика, вопрос в том — какая. Мальдивы — одна из тех точек в Индийском океане, где идет перетягивание каната между Индией и Китаем (нечто подобное происходит с Непалом, Шри-Ланкой и не только с ними). Китай тянет сильнее. И вот на днях должен начаться вывод индийских военнослужащих с Мальдив, где их было всего-то человек 70, обслуживали радары и вертолеты. Неприятное событие для Дели. Но волнует ли это массового китайского туриста? Вряд ли.
Волнует его нечто другое — отношение людей на улице, вся атмосфера, в которую он погружается, приезжая в чужую экзотическую страну. Она должна быть дружественной, вплоть до слияния с местной толпой, особенно если толпа и так вполне китайская. В Малайзии, например, сейчас стало очень много туристов из КНР, но как их отличить от китайцев местных, которых четверть жителей страны — до семи миллионов? Нам это трудно, малайзийцам — нет, потому что у гостей другая мимика, другой акцент и диалект, а еще они ходят по улице по правой стороне, а местные, обитатели бывшей британской колонии, — по левой. Но приезжие — тоже свои, понятные.
Атмосфера — это еще и вопрос виз. Экономика множества азиатских стран, задушенная вирусом, отчаянно нуждалась в китайских туристах и их деньгах. Экономика КНР в целом — их главный драйвер перезапуска. И вот в Сингапур, Таиланд и Малайзию визы гражданам КНР с прошлого года больше не нужны (на Мальдивы тоже). Всего китайцы обходятся без виз в 23 странах мира, список которых, кстати, сильно совпадает с таким же у россиян, — те же Таиланд, Малайзия и прочие, всего 83 страны, причем в последнее время наш список заметно расширился.
А почему в упомянутом рейтинге предпочтений китайских туристов Южная Корея выпала из первой десятки? Потому что не надо было, например, сгонять в аэропорту Сеула китайцев в отдельную толпу и заставлять их вешать на шею талон, извините, желтого цвета. И еще много чего не надо было делать. Туристы, повторим, едут туда, где им рады и где это чувствуется просто на улице. Людям нужна свобода и отдых души после ограничений офисной или цеховой жизни.
Кстати, в КНР сейчас меняется стиль поведения туристов как дома, так и за границей. Раньше только осваивали мир и маршировали группами, сейчас стараются одиночно или семьей выходить на улицу и "проникаться атмосферой": это модно. И если где-то атмосфера для представителей древней сверхдержавы и первой экономики мира немножко не та, то гордые граждане этой державы поедут куда-то еще, выбор имеется. Представьте, как отнеслись бы к желтым меткам в Сеуле представители прежней первой державы — США. А китайцы сегодня ничуть не менее заботятся о своем достоинстве в глобальном масштабе.
Это не совсем международная политика, или это она, но на уровне не государственном, и куда более важном, глубинном. Но уж если говорить о политике и новой атмосфере отношений между теми или иными народами, то тут есть свежий феномен — очередной и невиданный прилив антикитайской ярости в США, который захлестывает и их союзников. И это отдельная большая тема, требующая особого разговора.