РИГА, 30 янв — Sputnik. Вчера во многих школах Латвии прошла акция протеста "Сельским школам быть". К ней присоединились и школы, которым закрытие пока не грозит, сообщает Rus.LSM.lv.
Сельская школа — не только учебное заведение, но и своего рода центр культуры: здесь есть библиотека, проводят мероприятия, существуют кружки по интересам.
"Сельские школы важно сохранить, чтобы у всех детей были возможности. Не все ученики способны хорошо себя чувствовать и хорошо учиться в классе с 30 детьми. В классе, где, может быть, самое важное — это конкуренция. И поэтому маленькие школы важны для формирования этой семейной среды и выстраивания личных отношений, где каждый ребенок почувствует, что он важен", — говорит социальный педагог Гарозской основной школы Иева Бриге.
Школа в поселке Гароза ведет свою историю с 1886 года. Она пережила сложные времена, о ней даже написана книга. Пока информации, что школу могут закрыть, нет, но опасения за ее судьбу есть.
"Мы не такие большие. У меня в первом классе 18 детей. Но мы верим, и мы знаем, что дети будут, и мы открыты и для семей, которые возвращаются в Латвию от жизни за рубежом. Возможно, в большой школе детям будет мешать языковой барьер. А мы открыты, и мы ждем наших соотечественников дома. Мы готовы принять, помочь, поддержать. Главное, чтобы вернулись", - считает воспитатель первого класса Гарозской школы Марите Валтере.
За 10 минут до полудня во двор Гарозской основной школы вышли все ученики и преподаватели, чтобы спеть гимн Латвии. Так они выразили поддержку сельским школам, которым грозит ликвидация.
Премьер-министр Эвика Силиня подчеркнула, что целью изменений в системе образования является обеспечение качественного и доступного образования для детей.
По ее словам, министр образования и науки Анда Чакша готова индивидуально работать с самоуправлениями над предстоящими изменениями в школьной сети, поскольку решение о том, закрывать школу или нет, - это прерогатива муниципалитетов.
"Ни одну школу не закрывает министерство образования и науки. (...) Это было и остается решением самоуправлений", - сказала Силиня.
Премьер-министр убеждена, что, если родителям разъяснят преимущества оптимизации школьной сети, они проявят большее понимание.
А что думают политики, которым придется принять окончательное решение по предложениям министерства образования?
"Мы смотрим на план Чакши с одной позиции, согласован он или нет с самоуправлениями. Самоуправления — те, кто, по сути, решает, в каком месте быть учебному заведению, как развивается система образования в общей связи с дорожной инфраструктурой, с инфраструктурой общественного транспорта. От решения всех этих вопросов в комплексе зависит, будем мы поддерживать дальнейшее продвижение или нет. На данный момент еще не все ответы даны и дискуссии продолжаются. Мы также будем тщательно оценивать мнение жителей. Так мы и примем решение", — заявил министр экономики Виктор Валайнис (Союз зеленых и крестьян).
"Мы видим, что главная цель изменений — увеличить зарплату учителей и улучшить доступность образования. У жителей, конечно, очень много вопросов, каким образом этот процесс будет происходить. Объяснять этот процесс — роль самоуправлений. Мы сейчас будем ждать оценки аргументов самоуправлений министерством образования и науки, и тогда, будем оценивать дальше. Но мы считаем, безусловно, что это правильное направление", — отметил глава парламентской фракции "Прогрессивных" Артур Шуваев.