РИГА, 24 янв — Sputnik. Пока в Латвии вспоминали защитников январских баррикад 1991-го, в Энгуре возвели собственные импровизированные баррикады рядом со средней школой. Местные опасаются, что краевые власти превратят ее в основную, сообщает Латвийское телевидение.
Энгуре — довольно оживленный волостной (а до последней реформы — краевой) центр на курземском берегу Рижского залива. В нем есть своя пекарня Kukul, пивоварня Mazjūras alus brūzis, и здесь же расположен крупнейший в этих местах работодатель — рыбоперерабатывающая фабрика Unda.
В феврале думе Тукумского края предстоит принять решение о том, быть ли здесь со следующего учебного года средней школе.
На мероприятии в память защитников баррикад во дворе школы разожгли символический костер — у таких в 1991-м грелись люди. Замдиректора, преподаватель компьютерных наук Каспарс Карклиньш обратился с речью к собравшимся и рассказал, что 33 года назад родители прислали его сюда из Риги к дедушке с бабушкой, чтобы самим пойти дежурить на баррикадах. Так Карклиньш остался в Энгуре и стал большим патриотом поселка.
Двое его детей уже окончили школу, один еще учится — и неизвестно, не придется ли младшему получать среднее образование уже в Тукумсе. Ведь 10-12-е классы в Энгурской школе могут закрыть.
"Грустно, что нам, условно, нужно снова идти на баррикады, чтобы постоять за свое право выбирать, где нашим детям учиться, где они будут заниматься спортом и музицировать вместо того, чтобы проводить время в автобусе. За право громко сказать министерству образования: мы не только числа в таблице Excel! Мы — не здания. Мы люди, каждый со своими надеждами на будущее. Как это уже показали примеры по всей Латвии — каждая школа, которую начинают реорганизовывать, постепенно начинает умирать", — сказал Карклиньш.
Перед собравшимися выступила и выпускница Энгурской средней школы, которая в следующем учебной году надеется вернуться сюда уже как учительница и здесь же растить и учить своих двоих детей.
Депутаты думы соседнего Талсинского края 18 января уже приняли решение ликвидировать школу в Колке — детям придется ездить учиться в Мерсрагс, за 60 километров.
Сельские школы часто упрекают в неспособности обеспечить высокое качество образования, но это история не про Энгуре, уверен Карклиньш: "По результатам централизованных экзаменов мы на втором месте в крае — после Тукумской государственной гимназии им. Райниса".
Проблема Энгурской школы — в нехватке учеников: в ней учатся 218 школьников, а на этапе среднего образования — только 29. При этом в детском саду Энгуре сейчас 100 детей и будут еще. Карклиньш также отметил, что с 2018 года население волости увеличивается, сейчас оно превышает 2500 человек. Есть детсад, художественно-музыкальная школа.
Если старшеклассникам придется учиться в Тукумсе — это путь в 24 километра. Но в Энгуре приезжают учиться дети из Берцзиемса дальше по побережью, и им до Тукумса или оттуда домой добираться вообще целый час.
Тукумский муниципальный депутат Оскарс Камбала сам живет в Энгурской волости. Он признаёт: решение о закрытии 10-12-х классов в Энгуре будет весьма болезненным.
Если дума откажется выполнить распоряжение министерства, самоуправлению придется покрывать расходы на эти классы из своего бюджета — государство денег не даст. Речь идет примерно о 150 тыс. евро ежегодно, и столько в краевом бюджете нет.
Краевых депутатов бросили под этот поезд, считает Камбала. По его мнению, школе как минимум следовало бы предоставить трехлетний переходный период.
Никто из приглашенных должностных лиц управления образования Тукумской краевой думы на мероприятии не присутствовал.
Сидящее в Риге министерство образования и науки не понимает, к чему может привести закрытие школ в сельских регионах с не очень многочисленным населением и какую роль эти школы там играют, считает политолог, профессор Рижского университета им Страдыня Илга Крейтусе.
"Ликвидируя школу — особенно в таких районах, где мало населения, мы вообще можем опустошить это место", — говорит она.
По ее словам, в XIX веке сельские школы Латвии были центрами культуры, и сейчас в каком-то смысле они возвращают себе эту функцию.
"Это не только место обучения школьника, это является центром, куда можно приехать на культурные мероприятия, где могут быть какие-то кружки… Школа в сельской местности — не то же, что в Риге, куда ребенок пришел с утра, мама его привезла, после обеда забрала", — рассуждает политолог.
Она советует обратиться к опыту Финляндии и других стран, где также есть регионы с низкой плотностью населения и где школа — одна из причин, почему конкретная местность не обезлюдела: доступность образования удерживает родителей с детьми школьного возраста, заодно давая возможность развиваться краю.