РИГА, 19 дек — Sputnik. По данным Латвийского общества слепых, в Латвии живет свыше 10 тысяч человек, полностью или частично утративших зрение. Их глазами становятся собаки-поводыри, рассказывает TVNet.
"Поводырь помогает найти любую дверь, обойти препятствия. Я как-то шла и не знала, что впереди ремонт, собака помогла обойти опасные места. Однажды я поскользнулась и упала: больше она меня никогда на лед не заводила, на снег затаскивала. Собака понимает, что ее задача – защищать и спасать. Когда были ураганы, она не позволяла мне идти рядом с деревьями – просто оттаскивала от них.
Как-то я в магазине уронила деньги, присела на корточки, чтобы поднять, так собака мне все монетки собрала. Они умеют подавать трость, вещи. Как-то приехали ко мне гости, пошли погулять, и одна девочка уронила перчатку, а все незрячие и не видят, куда она упала. Так собака подняла и подала. Мы были очень рады – перчатка теплая, кожаная, вряд ли мы ее сами нашли бы", – рассказывает активистка латвийского Servisa suņu biedrība TEODORS Наталья Муравьева.
В более богатых странах поводырей обычно обучают в специальных школах, находящихся под эгидой соответствующей ассоциации: там есть кинологи, ветеринары, тренировочные площадки, вольеры, свои питомники и т. п. В Латвии же и Эстонии этим занимаются энтузиасты – общественные организации Servisa suņu biedrība TEODORS и Центр собак-помощников Abikoerte Keskus.
В Латвии собака-поводырь является собственностью Латвийского общества слепых или TEODORS, а незрячий человек ее как бы "арендует".
Воспитание собаки-поводыря – процесс очень сложный, дорогостоящий и длительный: требуется два года и не менее 25 тысяч евро. Для начала щенка надо правильно выбрать. Он должен быть уравновешенным, миролюбивым, с высоким интеллектом, хорошо обучаемым, абсолютно не агрессивным. Обычно для этой роли выбирают лабрадоров, но поводырями бывают и другие породы, а также метисы.
Руководитель эстонского Центра собак-помощников Abikoerte Keskus Наталья Станкевич сама держит питомник лабрадоров. Через ее руки прошло свыше 850 собак. По ее словам, из 8–10 щенков в помете в поводыри годятся только один-два. Обычно это самки, которых стерилизуют.
В первый год жизни собака должна социализироваться: она живет в приемной семье волонтеров, где проходит стандартную дрессуру и учится ладить с людьми и окружающим миром. Для этого стараются выбирать активные семьи, где несколько детей, другие животные – собаки, коты, птички, – чтобы будущий поводырь научился адекватно реагировать на шум и раздражители.
"У меня по собаке-поводырю даже котята могут лазить, она на них не обращает внимания", – рассказывает Наталья Муравьева из TEODORS.
Взять на воспитание будущего поводыря может любой желающий, любящий собак, имеющий опыт общения с ними и соответствующие условия: предварительно приемная семья проходит тестирование и обучение. Бывает, что волонтеры так привязываются всей душой к собаке, что потом не хотят ее отдавать.
Второй же год – профессиональное обучение у кинолога, притирка к будущему хозяину и т. д. Собака осваивает около 70 команд! А потом – постоянная коррекция, тренинги, участие в обучающих соревнованиях и т. п. Фактически поводырь учится всю жизнь.
Не обходится и без "сюрпризов": иногда после первой течки у собаки портится характер и появляется агрессия. В Эстонии как-то в автобус, где ехал незрячий человек с собакой, малолетняя шпана бросила петарду. И животное стало неработоспособным – шарахалось от каждого звука. Многолетний кропотливый труд пошел насмарку, а инвалид остался без поводыря.
Собак-поводырей в странах Балтии немного: в Латвии порядка 20, в Эстонии же – 18 официально сдавших экзамен и еще 10 собак, которые не прошли аттестацию в силу разных причин.
Схемы финансирования собак-поводырей в Эстонии и Латвии существенно отличаются.
В Эстонии есть обозначенная Департаментом социального страхования сумма на собаку-поводыря – чуть меньше 8200 евро. Из этой суммы незрячий человек должен сам заплатить 10%, а 90% покрывает государство.
После того как собака обучена и передана владельцу, государство оплачивает ветеринарные услуги: 270 евро в год на одну собаку. Также ежегодно выделяется 90 евро на дополнительное обучение каждого поводыря (новые маршруты, восстановление после травм и т. д.). А в Таллине выплачивают еще 50 евро в месяц на корм для животного.
Как рассказал председатель правления Латвийского общества слепых Каспарс Биезайс, на их балансе числится 9 собак-поводырей: покупку и воспитание профинансировали по линии министерства благосостояния, которое выделило по 25 тысяч евро на собаку. Всего по договору Минблаг обязался покрыть обучение 15 собак, но нового транша финансирования пока нет.
Последующее же содержание животного в Латвии ложится на плечи его хозяина. А на это уходит как минимум 100 евро в месяц – это если пес вдруг серьезно не заболеет и не потребуется основательная помощь ветеринара.
Поводыри же, находящиеся под патронажем TEODORS, а их 11, денег от государства не получают вообще. Средства собирают в основном за счет пожертвований, устраивая разные благотворительные мероприятия, сотрудничая с Ziedot.lv и т. д. Также получают подарки и волонтерскую помощь.
На это и собак обучают, и помогают инвалидам достойно содержать животных: ведь работоспособность собаки и длительность ее жизни во многом зависят от ухода и качественного питания.
Кинолог TEODORS Зайга Клявиня сообщила, что сейчас в очереди на собак-поводырей в Латвии стоят примерно 25-30 человек. Зачастую люди ждут собаку годами. По словам Велги Зегнере, исходя из западного опыта, Латвии нужно хотя бы 100 поводырей.
Собаки-поводыри "уходят на пенсию" через 8-9 лет работы – в возрасте около 10 лет. В Эстонии государство выделяет им "выходное пособие" – единовременную выплату 630 евро, в Латвии же их судьбой занимаются волонтеры.