Государство отобрало у муниципалитетов Рижский и Вентспилсский порты – а грузов уже нет

Решение Конституционного суда, разрешившего передать государству управление свободными портами Риги и Вентспилса, может обернуться обязательством государства содержать эти порты точно так же, как и национальную авиакомпанию airBaltic и Латвийскую железную дорогу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 23 ноя — Sputnik. Решение Конституционного суда от 9 ноября этого года позволяет назвать управления Рижского и Вентспилсского свободных портов обществами госкапитала или совершать с ними любые иные действия, "подчиненные общему благу государства". Такими словами решение суда общественности представил председатель суда Алдис Лавиньш.
Беда лишь в том, что государство в лице министра сообщения Каспарса Бришкенса не знает, что делать с портами, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā. Министерство сообщения думает над этим и к концу года представит правительству доклад о видении, каким должно быть управление отраслью. Это будет не точная модель, а "первый шаг перед многими другими". Для совершения этих шагов министр попросил год, отодвигая установленный законом срок реформирования портов как минимум на этот срок.

"Козлов отпущения" нашли и в банках, и в портах

Более 10 лет реформа управления портами тянулась даже тогда, когда казалось совершенно ясным, что нужно делать. А именно, "преобразовать портовые управления в акционерные общества" - впервые это было зафиксировано в архиве агентства LETA 28 февраля 2012 года в качестве пояснения того, что "на это давно уже указывает и Американская торговая палата в Латвии, и Совет иностранных инвесторов в Латвии". Однако даже такие "советчики" долгое время ничего не могли добиться. Баланс сил изменила смена президента США, а вместе с ним и правящей партии на выборах 2016 года. Заинтересованные лица из Латвии нашли нужные слова, чтобы пожаловаться новой администрации Дональда Трампа на Латвию, которая воспользовалась халатностью администрации предыдущего президента США Барака Обамы и позволила себе не слушаться США. Чтобы такую халатность больше не допустить, были выбраны и наказаны "козлы отпущения".
Вентспилсский порт может стать банкротом: подводные камни портовой реформы
Прежде всего, был уничтожен банк ABLV, на несколько часов в тюрьму попал Илмарс Римшевичс, президент Банка Латвии, символизировавший банковскую отрасль, а также в немилость попали руководители Комиссии рынка финансов и капитала (сейчас уже ликвидирована вся комиссия).
Во-вторых, были введены санкции против председателя правления Вентспилсского свободного порта Айварса Лембергса.

Вентспилсскому свободному порту пригрозили санкциями США

Санкциями пригрозили и Вентспилсскому свободному порту. Чтобы иметь возможность что-то сделать с самим портом, а не с его управлением в случае реализации этих угроз, в декабре 2019 года было создано новое юридическое лицо Ventas osta. В самом худшем случае оно должно было позаботиться о цивилизованном закрытии порта, выходе из порта застрявших там на момент введения санкций судов, увольнении работников и так далее. В лучшем случае Ventas osta взяло бы на себя функции управления свободного порта. На самом деле, осуществился если и не лучший, то более комфортный вариант. Американцы махнули на Латвию рукой, и Латвия вернула себе право управлять собственными портами.
Реформа свободных портов стала одним из лозунгов Новой консервативной партии, с которым она вошла в 13-й Сейм и правящую коалицию и добилась принятия соответствующего закона в конце срока полномочий парламента 13-го созыва. К Вентспилсскому свободному порту приплели и Рижский свободный порт, но после долгих препирательств из списка преобразуемых портов вычеркнули Лиепайский порт, это, мол, не свободный порт, а специальная экономическая зона. Изменения в закон о портах Сейм принял 10 февраля 2022 года, однако вступление поправок в силу было отложено до 27 апреля под угрозой референдума. Потом статус поправок был понижен с помощью жалобы нескольких десятков депутатов в Конституционный суд. Поэтому правительство – ни 13-го, ни 14-го Сейма – не проявили особого рвения для претворения в жизнь принятого закона. Сейчас Конституционный суд придал закону полную силу, но реальность изменилась. Букву и дух закона придется подогнать под нее.

Половина грузов исчезла

Борьбу за перераспределение портовых доходов, начавшуюся в 2012 году, вдохновил большой грузооборот - более 60 млн тонн. В 2023 году ничем таким даже не пахнет: за десять месяцев этого года в латвийских портах было перевалено 32,589 млн тонн грузов.
Итак, количество грузов сократилось вдвое, и нет никакой уверенности в том, что падение не продолжится. А вот расходы на содержание порта сократить невозможно, поскольку содержать причалы и фарватер в порядке нужно, независимо от того, сколько судов ими пользуется. Морская администрация Латвии сообщает, что количество судов, прибывающих в латвийские порты, за три квартала этого года сократилось на 983 по сравнению с девятью месяцами 2022 года.

Большому бизнесу нужны большие деньги

Латвийские порты приближаются к черте, за которой их придется либо закрыть, либо субсидировать точно так же, как государство субсидирует airBaltic и Latvijas dzelzceļš (LDz) вместе с Pasažieru vilciens.
"Саботаж и уничтожение отрасли": что говорили в правительстве о реформе портов
Расходы на содержание крупных транспортных компаний можно было бы округлить. На содержание железных дорог государство фактически тратит 50-100 млн евро в год, в основной капитал airBaltic со времен COVID-19 вложила полмиллиарда евро, а с момента основания компании – вероятно, более миллиарда евро. Результаты таких расчетов можно выразить по-разному, в зависимости от того, как эти гранты компенсируются налоговыми выплатами (а налоговые выплаты надо сопоставить с налоговыми льготами) и другими выгодами (занятость, социальное спокойствие, региональное развитие, национальный имидж), которые государство получает от существования крупных предприятий.
В нынешней ситуации не исключено, что государство откажется от каких-либо изменений в правовом статусе Рижского и Вентспилсского свободных портов, оставив решение о содержании портов за муниципалитетами. Это не противоречит постановлению Конституционного суда о том, что государство может делать с портами что угодно. Ничего не делать – это тоже вариант.

Говорят, порты умеют экономить

Правда, пока Рижский и Вентспилсский порты утверждают, что денег у государства просить не будут.
Рижский порт по-прежнему занимает лидирующую позицию по объему перевалки грузов за 10 месяцев этого года – 15,7 млн тонн (на 17,7% меньше, чем годом ранее). "По итогам этого года мы планируем, что общий грузооборот Рижского порта составит около 20 миллионов тонн. На следующий год смотрим с осторожностью, прогнозируя, что объем грузов будет аналогичен объему 2023 года. Рижский порт работает стабильно и продолжает осуществлять запланированные проекты развития инфраструктуры, обеспечивая необходимые инвестиции. Управление Рижского свободного порта не запрашивало финансирование из госбюджета для своей деятельности и не планирует этого делать в будущем", - заверили в порту.
А в Вентспилсском порту за 10 месяцев было перевалено 9,1 млн тонн – на 24,3% меньше, чем в прошлом году. Будто через копирку написаны ожидания руководства Рижского и Вентспилсского портов о том, что сокращение грузов скоро выйдет на стабильный уровень. "Бюджет Управления Вентспилсского свободного порта на 2023 год был запланирован с учетом снижения объема грузов, поэтому указанная ситуация не является неожиданностью и управление порта к ней подготовилось. Портовые компании представили в управление свободного порта свои прогнозы на следующий год, что позволяет нам планировать бюджет на этот год. Управлению Вентспилсского свободного порта пока это удается, несмотря на падение объемов грузов, и, если грузооборот сохранится на таком же уровне, удастся сформировать сбалансированный бюджет и в следующем году", – заявили в Вентспилсе.