Вентспилсский порт может стать банкротом: подводные камни портовой реформы

CC BY 2.0 / Bernt Rostad / VentspilsВентспилс
Вентспилс - Sputnik Латвия, 1920, 16.12.2021
Подписаться
Ожидается, что уже совсем скоро Сейм Латвии в окончательном чтении примет долго обсуждавшиеся поправки к закону о портах, в результате чего Рижский и Вентспилсский порты будут преобразованы в коммерческие общества
РИГА, 16 дек — Sputnik. Реформа управления портами продвигается в Сейме, но до сих пор остается много неясностей, как она будет работать на практике. Особенно запутанная ситуация в Вентспилсе, где самоуправление и государство не могут уладить спор о распределении долей капитала и возвращении городу части собственности. О деталях рассказал лен совета Ассоциации стивидорных компаний Латвии, председатель правления Балтийской ассоциации — транспорт и логистика (БАТЛ) Иварс Ландманис в интервью BNN.
Согласно законопроекту, для управления Рижским и Вентпилсским портами создаются государственные общества капитала, акции которых смогут получить и самоуправления при условии, что государству останется не менее двух третей акций. Для привлечения частного сектора предусмотрена статья, согласно ей при управлении портами будут созданы советы по сотрудничеству, в которые должны войти представители компаний, работающих в портах. Лиепайский порт до 2035 года будет работать по прежней схеме.
Судно, ожидающее погрузку зерна в порту Лиепаи - Sputnik Латвия, 1920, 16.11.2021
Партнеры не спешат увеличивать экономические ресурсы НКП: дебаты по портовой реформе
Однако многие конкретные вопросы в рамках портовой реформы еще не решены. Например, нет утвержденных соглашений относительно того, какую долю капитала получит государство, а какую – самоуправление.
"Может случиться так, что у латвийских портов будет до четырех принципов управления: Лиепайская СЭЗ, как была, так и останется специальной экономической зоной, и это правильно. В Рижском порту не хватает конкретной, обоюдно утвержденной ясности о том, сохранится ли в силе предложенное ныне разделение долей капитала между государством и самоуправлением в пропорции 60:40, либо оно будет другим. Что касается Вентспилсского порта, тут ситуация еще более неопределенная. До сих пор самоуправление строго настаивало на равном распределении долей капитала — 50:50, но государство с этим не согласно", — рассказал Ландманис.
Он отметил, что Вентспилсская дума может вообще отказаться от участия в коммерческом обществе, что создаст проблемы работающим в порту коммерсантам, поскольку им приходится согласовывать многие вопросы с городской думой.
"Если соглашение в Вентспилсским самоуправлением не будет достигнуто, есть вероятность, что Вентспилсский порт на 100% перейдет под управление государства. Кроме того, в Латвии есть семь маленьких портов, в которых не принималось решений о смене модели управления. В результате может получиться так, что в дальнейшем в латвийских портах будут действовать четыре различные модели управления и надзора", - сказал Ландманис.
Вентспилс. - Sputnik Латвия, 1920, 02.12.2021
Порты станут "прозрачнее", но не богаче: Сейм одобрил реформу во втором чтении
Неясность в вопросе участия самоуправления в обществе капитала ставит вопрос о возвращении части собственности в Вентспилсском порту городу.
"Непонятно, какой будет территория порта, если сейчас на ней довольно много муниципальной собственности. Над этим вопросом работают рабочие группы, созданные Министерством транспорта и самоуправлением, но результатов пока нет", - сказал Ландманис.
Он отметил, что пока что Вентспилсская дума требует вернуть свое имущество.
"Вентспилсская дума еще в январе этого года приняла решение потребовать вернуть переданную Управлению Вентспилсского свободного порта городскую недвижимость, однако Министерство охраны окружающей среды и регионального развития (МООСРР) потребовало, чтобы дума это решение отменила, потому что на находящуюся на территории порта недвижимую собственность распространяются требования "Закона о портах". А именно — решение о границах порта входит в компетенцию кабинета министров, а не самоуправления. Скорее всего, в связи с этим вопросом последуют суды", - сказал Ландманис.
Он отметил, что в качестве альтернативы периодически обсуждается обмен одной собственности на другую.
"Город объявил, что сам хочет заниматься развитием индустриальной территории и требует у свободного порта вернуть свою землю. Считаю это нормальным, но главная проблема сейчас в нехватке определенности — что город заберет, какой будет территория свободного порта? Однако рассмотрение "Закона о портах" в Сейме продвигается дальше" - сказал Ландманис.
Также неясен вопрос о перенятии новым обществом капитала кредитных договоров прежних управлений портами.
Например, новое общество капитала переймет и кредитные обязательства, но проводились ли об этом с финансовыми учреждениями соответствующие переговоры, не ясно. Как отреагируют банки? Оставят ли в силе нынешние условия или проведут перекредитацию в соответствии с процентными ставками коммерческого закона, таким образом увеличив расходы портовых коммерческих обществ? И, учитывая геополитическую ситуацию, санкции, влияющие на грузооборот, финансовая ситуация в Вентспилсском порту не самая лучшая. В конце концов, все дополнительные расходы могут лечь на коммерсантов, которые работают в порту", - сказал Ландманис.
Он добавил, что в порту может сложиться печальная ситуация, когда он окажется без денег - например, если банки потребуют у новой коммерческой структуры немедленного возврата кредитов. Здесь выход только один – чтобы помогло государство, как это было с Латвийской железной дорогой и авиакомпанией airBaltic.
"Надо надеяться, что государство поможет и портам, и работающим в них предпринимателям. Напомню, что наибольший спад в Вентспилсском порту возник как раз после того, как ушли российские и белорусские грузы.
Лента новостей
0