РИГА, 14 ноя — Sputnik. Эстонская авиакомпания Nordica до конца ноября может уйти с рынка региональных авиаперевозок и быть признана неплатежеспособной. Ее убытки превысили 11 миллионов евро. Kontekst.lv рассказывает, почему у Таллина так и не получилось покорить небо Балтии.
Nordica — это вторая попытка Эстонии создать национальную авиакомпанию. Первая — Estonian Air, выполнявшая рейсы из Таллинского аэропорта с 1991 года.
В 2015 году Еврокомиссия обвинила Эстонию в предоставлении национальной компании незаконных преимуществ перед другими перевозчиками, а выделенные Estonian Air субсидии в размере 130 миллионов евро были признаны несовместимыми с условиями единого европейского рынка. От авиаперевозчика потребовали вернуть деньги — а так как у Estonian Air таких средств уже не было, в 2015 году компания была признана банкротом.
Тем не менее в Эстонии не собирались оставаться без национального перевозчика. Уже 25 сентября 2015 года по решению правительства Эстонии на базе ликвидированной Estonian Air была создана компания Nordica. Ее первый рейс вылетел из Таллина в Амстердам 8 ноября 2015 года.
Большие надежды
Вначале большую часть рейсов под брендом Nordica выполняла словенская Adria Airways. В конце 2016 года Nordica заключила стратегическое партнерство с LOT Polish Airlines и стала использовать коммерческую платформу польской авиакомпании для продажи билетов, а LOT Polish Airlines владела 49% акций дочерней компании Nordica Regional Jet. Это партнерство завершилось в начале 2021 года, когда Nordica стала единоличным владельцем Regional Jet, которая теперь носит название Xfly.
Несмотря на печальный опыт с Estonian Air, в 2020 году, в пик пандемии, эстонское правительство вновь приняло решение помочь национальной авиакомпании. Однако на этот раз предварительно попросило разрешения в Брюсселе.
Еврокомиссия позволила правительству Эстонии увеличить уставной капитал Nordic Aviation Group AS на 30 миллионов евро, чтобы предоставить ей государственный кредит: 22 миллиона компания получила из госбюджета, еще 8 миллионов — в качестве кредита. Вице-президент Еврокомиссии Маргрет Вестагер пояснила это решение тем, что Nordica занимает важное место в экономике Эстонии.
Летом 2022 года авиакомпанию возглавил шведский менеджер Ян Палмер. У него уже был опыт работы в Эстонии: до этого он управлял обанкротившейся Estonian Air, а потом вывел в прибыль Regional Jet (Xfly). Палмер также был президентом Европейской ассоциации региональных авиакомпаний, объединяющей почти 60 авиаперевозчиков, крупнейших мировых производителей самолетов и ряд аэропортов по всей Европе.
Палмер сообщил, что планирует вывести Nordica на уровень прибыли, и ему это удалось по итогам 2022 года Nordic Aviation Group (с учетом и Nordica, и Xfly) сообщила о росте выручки на 51%, до 90,6 миллиона евро. Чистая прибыль Nordica в 2022 году составила 1,51 миллиона евро.
Еще в апреле 2023 года дела у эстонских авиаперевозчиков, казалось, шли как нельзя лучше. Nordica даже заключила контракт с региональным подразделением немецкой Condor, работающей в Эстонии под брендом Marabu, об аренде трех Airbus A320neo с экипажами для работы на рейсах из Мюнхена и Гамбурга. Кроме того, обе компании собирались разделить офис в Таллине.
Эстонцам обещали "расширить карту полетов". А новая компания — Marabu — добавила в карту планируемых маршрутов рейсы из Таллина в Гамбург и Мюнхен, несмотря на то, что специализировалась ранее на полетах в Средиземноморском регионе.
В профессиональной прессе договор Nordica с Marabu оценивался, скорее, как благоприятная возможность именно для дочерней немецкой авиакомпании справиться с проблемами: постоянными задержками и отменами рейсов и "хромающим" сервисом.
Проще продать или обанкротить
Однако уже в мае 2023 года начали появляться сообщения о плохой ситуации с финансами в самой Nordica. Первое полугодие компания закрыла с убытком в 7,2 миллиона евро.
Министр климата Эстонии Кристен Михал, в ведении которого находится авиаперевозчик, обвинил руководство Nordica в том, что компания не выполняет два основных условия деятельности: не обеспечивает полеты из Таллина и не самодостаточна финансово.
Дело в том, что вопреки обещаниям авиакомпания Marabu так и не начала регулярные полеты из Таллина. Зато сертификат авиаперевозчика и регистрация в Эстонии позволили ей быстрее обычного получить необходимые лицензии для деятельности в Германии. 26 июля 2023 года, буквально за день до начала финансовой проверки в Nordica, совет компании удовлетворил прошение Яна Палмера об отставке.
Председатель совета группы Nordic Aviation Group Дэвид О'Брок объяснил убытки компании сложной ситуацией на рынке авиаперевозок: лизинговые самолеты задерживаются, не хватает специалистов и техники, увеличились сроки обслуживания самолетов, стоимость всех исходных ресурсов повысилась.
Nordica начали спасать. Новым председателем правления Nordic Aviation Group был назначен консультант по реорганизации бизнеса Ремко Альтуис, имеющий опыт работы в KLM, Etihad Airways и Air Seychelles. Однако по итогам девяти месяцев его работы убытки авиаперевозчика выросли до 12 миллионов евро в авиакомпании.
Эстонское правительство отказалось от нового вливания денег в авиакомпанию.
"Nordica в ее нынешнем виде не решает ни одной из стратегических проблем, которые есть у эстонского государства, и поэтому она должна быть приватизирована либо по частям, либо целиком", — заявила премьер-министр Кая Каллас. Еще один вариант — банкротство.
Вся надежда на airBaltic
Национальная литовская авиакомпания обанкротилась еще в начале 2000-х, и новых планов по созданию собственного перевозчика у правительства Литвы нет.
С уходом Nordica из авиабизнеса в Балтийском регионе остается только одна национальная компания, которая обеспечивает регулярные международные и региональные перевозки — это латвийская airBaltic.
"Не превращаемся ли мы в европейский авиационный тупик и запасной аэропорт airBaltic?" — таким вопросом стали задаваться эстонские журналисты.
Тем не менее и у airBaltic не все благополучно. За все время работы авиакомпания показывала прибыль лишь с 2013 по 2018 год. Простои латвийской авиации из-за пандемии COVID-19 заставили казну выделить на поддержку нацперевозчика 320 миллионов евро, и по итогам 2022 года airBaltic показала чистый убыток в 54,22 миллиона евро — на 81,5 миллиона меньше, чем убыток в 2021 году.