РИГА, 31 окт — Sputnik. Весной 2023 года под руководством министерства образования и науки организовали рабочую группу, которая займется реформой школьной сети. Одно из главных критериев реформы – сокращение количества школ.
Сфера образования в Латвии переживает тяжелое время – недостаток финансирования, всплеск насилия в школах, постоянные проверки педагогов, изменения учебных материалов.
Также серьезной проблемой стало явное падение качества образования. Например, в этом году централизованные экзамены по окончании 12 классов на оптимальном уровне сдали 14 тысяч учащихся. Худшие результаты были по математике, лучшие – по английскому языку. На оптимальном уровне средний балл по английскому составил 63%, по латышскому – 54%, по математике – 35%. При этом экзамен по математике на данном уровне провалили 8,71% учащихся – они не набрали даже минимальные 10 баллов. Особенно больший разрыв в результатах наблюдался у выпускников городских и сельских школ.
По данным Минобразования (МОН), 34,5% латвийских школ находятся в сельской местности, но учатся в них только 10,8% школьников. В среднем в каждой сельской школе обучается 230 человек, а в городских – 726.
В это же время в стране наблюдается дефицит педагогов – они не идут работать в школы из-за низких зарплат, чрезмерной нагрузки и неудовлетворительных условий труда.
"В Латвии обеспечение и оплата труда педагогов недостаточны и создают высокие риски для устойчивости отрасли, поэтому необходима привлекательность профессии преподавателя, конкурентоспособная заработная плата и разумная нагрузка. В общем начальном образовании по состоянию на 8 июня 2023 года было 417 вакантных должностей, которые составляют 2,3% от общего числа ставок учителей и создают дополнительную нагрузку для существующих преподавателей", – уточнили в МОН.
В данной ситуации Латвии финансово не выгодно содержать школы с небольшим количеством детей. Именно поэтому МОН планирует сократить количество школ в сельских районах и перераспределить сэкономленные финансы на зарплаты педагогов в городских школах.
"Затраты на существующую сеть образовательных учреждений высоки. Нужно создать новую образовательную экосистему в муниципалитетах на будущие десятилетия. Нужно более эффективно планировать необходимые финансовые ресурсы, которые в дальнейшем можно направить на оплату труда учителей", – объяснили в министерстве.