РИГА, 27 сен — Sputnik. Минобразования выделило 300 тысяч евро на исследование историка Латвийского университета Виты Зелче под названием: "Переосмысление рижского парка Победы". Такое щедрое финансирование на этот странный проект вызвало непонимание. Автор пояснила, чем она и ее группа будут заниматься в рамках этого "переосмысления".
По словам Виты Зелче, "переосмысление" (pārstāstīšana) никак не связано с "переписывание истории". Pārstāstīšana — это латышский перевод английского термина re-storying, который пришел из Австралии.
"Этот метод придумывали для исследования мест, где много пластов истории наслаиваются один на другой. Где есть разные мнения по поводу каких-то событий, разные эмоции", — объясняет Зелче.
Она напоминает: у места, где стоял памятник Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков, богатая история. Сначала там был парк, построенный в честь 200-летия нахождения Риги в составе России, и Николай II с семьей торжественно сажал там дубы. После обретения Латвией независимости горожане разбили там огороды. Парк переименовали в парк Победы в честь победы над армией Бермондта-Авалова. У Улманиса были грандиозные планы по строительству праздничной площади и стадиона, однако дело закончилось на расчистке площади, где в 1938 году провели Праздник песни. В советское время тоже шли разговоры о том, что можно построить там эстраду, однако в итоге в парке возвели памятник советским воинам. В прошлом году его снесли. И о каждом периоде истории остались тексты и воспоминания.
Команда исследователей собирается дежурить в парке и предлагать случайным прохожим поговорить об их отношении к этому месту. Ученые надеются, что таким образом будут охвачены разные социальные группы — в том числе те, кто празднует 9 Мая.
Поскольку недавнее исследование показало, что русскоязычные часто боятся честно высказывать свою позицию, возникает вопрос, можно ли получить репрезентативные данные, отражающие их позицию. По словам Зелче, если человек откажется отвечать, это будет фиксироваться. Если таких отказов будет много — исследователи будут думать, что делать с этой информацией дальше.
Зелче надеется, что получится найти и таких людей, которые смогут вспомнить, что их бабушки и дедушки, возможно, собиравшие деньги на проект Улманиса, чувствовали в связи с тем, что в итоге тут был поставлен памятник советским солдатам.
В чем смысл?
В аннотации проекта говорится, что его цель — "переосмыслить площадь" на основе новых детальных знаний о его истории и современном дискурсе. По мнению Зелче, это должно укрепить безопасность, демократию и ценности гуманизма. "Осуществление проекта уменьшит социальный, этнический и политический разрыв между разными группами населения Латвии и уменьшит отчужденность уязвимых групп", — говорится в описании.
На вопрос о том, как именно это должно уменьшить раскол в обществе, Вита Зелче не ответила. По ее словам, это политический вопрос. Она еще раз подчеркнула, что проект — не политический, а научный.
"Мы не пытаемся создать кратковременную сенсацию. Наука для того, чтобы получить данные, обработать, контекстуализировать, а потом уже использовать. Надо сначала получить знания, а потом думать, что делать с этими знаниями. Вот вы спрашивали, что мы будем делать с тем, что русскоязычные будут отказываться отвечать. Но ведь это ваше предположение. Вы не знаете, будут они отказываться или нет. Может, латыши будут отказываться. Мы не узнаем, пока не проверим", — говорит она.
Исследователи намерены собрать все доступные материалы об этом месте. "Мы думаем о том, какими словами пересказать историю этого места, чтобы она была понятной разным группам общества. Чтобы можно было выстраивать диалог, понимать эмоции друг друга", — говорит Зелче.
По ее мнению, проект может помочь латышам справиться с их коллективной травмой.
Почему так дорого?
Это совершенно стандартное финансирование научно-исследовательского проекта, говорит Вита Зелче. Каждый год планируется тратить по 100 000 евро. В расходы входит аренда помещений, транспорт, бухгалтерия, зарплаты вместе с налогами — в описании проекта указано восемь постоянных участников, плюс будут привлекаться студенты-волонтеры. Будут также оплачиваться командировки.
"У нас запланировано много публикаций, в том числе международных. Подготовка к ним — это серьезная работа, и она стоит денег. Кроме того, мы собираемся заказать отдельное серьезное социологическое исследование о том, как люди относятся к этому памятнику. Будет выпущена монография о том, что здесь было в разное время, будет виртуальный тур с видеорассказами на трех языках и советы для гидов", — перечисляет Зелче.
9 Мая или 16 марта?
Зелче пыталась получить финансирование еще год назад: памятник тогда еще стоял. По ее словам, "переосмыслить" это место можно бы было и в том случае, если бы монумент не снесли.
В 2011 году Вита Зелче в соавторстве с Нилсом Муйжниексом выпустили книгу "Воюющая память" (Karojoša piemiņa) — о том, как в Латвии отмечают 9 Мая и 16 марта, день памяти легионеров. Она почти каждый год ходила 8 и 9 мая к памятнику в Пардаугаве и 16 марта на братское кладбище, чтобы наблюдать за людьми и атмосферой.
"Это был праздник русскоязычных и их связи с Россией. Было интересно наблюдать за конкуренцией между партиями Ушакова и Рубикса, за тем, как постепенно социалистов выгнали из парка. Мы отмечали визуальные элементы — одежду, ленточки, значки. Как детей одевали в форму и давали им играть с оружием. Как работала полевая кухня. Как раздавали георгиевские ленточки — а когда их запретили, раздавали тайно, из-за угла", — делится она впечатлениями.
По ее словам, она и другие исследователи лично ни разу не сталкивались с агрессией на таких мероприятиях. Прямой агрессии в адрес Латвии тоже не наблюдалась. Но, по мнению Зелче, косвенной агрессией следует считать красные флаги и надписи "На Берлин" и "Можем повторить".
"Если честно, мне совершенно непонятен этот ажиотаж вокруг нашего нового проекта, — говорит Вита Зелче. — Он научный, а не политический. Сделали нам такую рекламу. Впрочем, это хорошо — проект еще не начат, а у нас уже копится материал для исследования".