РИГА, 25 сен - Sputnik. Восьмизубый короед, или жук-типограф, в последние годы значительно активизировался в Латвии. Однако страна теряет леса не только из-за нашествия вредителя, считают специалисты.
Как сообщает TV3.lv, с начала года из-за повреждения короедом выдано разрешение на вырубку пяти тысяч гектаров леса, что составляет один процент всех еловых лесов в Латвии. На фоне поражения почти всех видземских еловых лесов объявлено чрезвычайное положение. В Ропажском крае подозревают, что в быстром распространении типографа виновато и безответственное обращение с вырубками.
Как рассказал лесной энтомолог Агнис Шмитс, ранее нашествие короеда в Латвии удавалось сдерживать. По его словам, жук размножился в латвийских лесах после сокрушительного урагана в 2005 году.
"Через год мы постарались вывезти поваленные деревья из леса, но неубранными остались около 400 тысяч кубометров ели. Это и был ресурс, с помощью которого короед мог начать размножаться. В 2008 году в сотрудничестве с Latvijas valsts meži разработали план защиты лесных насаждений, аналогичный тому, который действует сейчас. Тогда он сработал хорошо - за год мы вернулись к доураганному уровню", - рассказал эксперт.
В последние годы вредитель опять стал размножаться. Специалисты поясняют, что в этом виноваты длинное лето и благоприятный для типографа климат, а также тот факт, что в Латвии леса традиционно восстанавливают еловыми саженцами. За прошлый год восьмизубый короед повредил уже 6% еловых насаждений Латвии. При этом все чаще звучит мнение, что виной этому не только изменение климата, но и халатность хозяев леса.
В Ропажском крае, рядом с частным лесным участком, находится территория, принадлежащая Latvijas valsts meži. Летом 2020 года госкомпания лес вырубила и построила дорогу.
"Через год появилась пара деревьев с короедами. А про короеда везде пишут, что летом деревья рубить нельзя, потому что жука привлекает запах срубленной древесины. Однако госкомпания после вырубки оставила весь тот мусор, который как раз привлекает короеда", - рассказал Рейнис Бирзниекс, владелец леса в Ропажском крае.
После работ на соседнем участке он заметил вредителя в своем - здоровом - лесу. Бирзниекс рассказал, что срубленные деревья рабочие оставили на обочине дороги, а уже на следующий год там появились деревья, поеденные короедом. Через год неподалеку также был вырублен лес, остатки которого, как и сама древесина, долгое время оставались под открытым небом - то есть приманивали вредителя своим запахом.
"Там все бросили, все так и лежало. После того лета (оно тоже было жарким) короеды стали появляться повсюду, в том числе и в моем лесу", - пожаловался владелец.
Он опасается, что короеды появятся и в новом сезоне: после того, как вырубку летом провели еще на одном соседнем участке, оставшиеся пни тоже будут привлекать вредителя.
В то же время Шмитс, которого называют лучшим специалистом по еловому короеду в Латвии, не считает угрозой порубочные остатки. Энтомолог объяснил, что они хоть и привлекают короедов, но не служат им пищей. По словам специалиста, на свежих вырубках обычно ставят ловушки на короедов, потому что вредителей привлекает запах от пней и щепы. Туда кладут приманку с запахом, который испускают сами короеды, когда приглашают собратьев для нападения на дерево.
Однако ловушки устанавливают только в тех лесах, которые признаны ценными. В уже зараженных насаждениях эффективным методом борьбы являются сплошные санитарные рубки.
"Было ясно, что год от года короед распространяется все сильнее. Стало понятно, что пора принимать кардинальное решение и говорить об ограничениях в период активизации елового восьмизубого короеда. Самыми важными ограничениями являются вырубка деревьев", - пояснил руководитель отдела защиты леса и окружающей среды Государственной лесной службы Андис Пурс.
По его информации, разрешение на вырубку можно получить только в случае, если на одном гектаре леса обнаружено не менее десяти свежезараженных деревьев. В 2023 году Гослесслужба выдала разрешение вырубить из-за вредителей до пяти тысяч гектаров леса - в четыре раза больше, чем несколько лет назад.
Специалисты лесной отрасли уверяют, что уничтожение еловых лесов не будет иметь катастрофических последствий, однако обширными вырубками обеспокоены как любители природы, так и экономисты.
Как отметил руководитель отдела устойчивого развития Банка Латвии Эдвардс Кушнерс, проблема заключается в процессах, происходящих после вырубки леса. По его мнению, во многом политику использования освобожденных от зараженного леса земель определяют лоббисты из деревообрабатывающей отрасли, хотя заниматься ей должны исключительно специалисты министерства земледелия.
"В Латвии есть как научная мысль, так и сильное лобби, выступающее за очень интенсивную эксплуатацию. После расчистки земля обрабатывается, в ряд высаживаются монокультуры. Отбираются саженцы, которые еще и визуально отличаются от привычных деревьев. Мы получаем линейные леса из однородных деревьев с расчищенным подлеском. Вопрос в том, отвечает ли интересам общества такое экономически очень интенсивное использование леса", - пояснил Кушнерс.