РИГА, 20 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. По данным Минсообщения, с января по август этого года латвийские порты обслужили 25,702 млн тонн грузов, что на 16,8% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Из этого объема 13,332 млн тонн составили насыпные грузы, объем перевалки которых, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшился на 18,2%. На 6,4% увеличился поток зерна и зернопродуктов через порты Латвии, их было перевалено 3,813 млн тонн. А вот транзит угля составил 2,629 млн тонн, это на 52% меньше, чем в прошлом году. На 4,3%, до 1,238 млн тонн, сократился объем переваленной древесной щепы. Оборот прочих сыпучих грузов в портах Латвии уменьшился на 35,7% и составил 397,3 тысячи тонн.
Продолжилось сокращение объемов перевалки генеральных грузов. Порты Латвии в этом году обработали 8,809 млн тонн, что на 6,7% меньше, чем за восемь месяцев прошлого года. Контейнерные грузы составили 3,235 млн тонн (на 1,3% меньше), древесные материалы – 2,837 млн тонн (-12,2%), грузы "ro-ro" – 2,335 млн тонн (-11,5%).
Объем наливных грузов в портах Латвии был равен всего 3,56 млн тонн, что на 30,6% меньше, чем за тот же период прошлого года. Большая их часть – это нефтепродукты, 3,27 млн тонн, сокращение в этом сегменте составило 28,8%.
Значительное сокращение оборотов на протяжении всего года отмечалось во всех крупнейших портах Латвии. Первым по объемам остается Рижский порт, через который за восемь месяцев этого года было перевалено 12,381 млн тонн, что на 18,3% меньше, чем за тот же период прошлого года. За ним следует Вентспилсский порт, который за этот год обслужил 7,172 млн тонн грузов, что на 22,8% меньше, чем в прошлом году. Обороты в Лиепайском порту упали за год на 8,9% - до 4,56 млн тонн.
Динамика изменений в малых портах выглядит чуть более оптимистично, хотя на общие показатели отрасли повлиять, конечно, не может. Так, оборот в порту Скулте за этот год вырос на 4,6%, до 788 тысяч тонн, Мерсрагс перевалил 387 тысяч тонн грузов, что на 3,4% больше, чем за восемь месяцев прошлого года, а порт Салацгривы увеличил оборот на 46,7%, до 342 тысяч тонн. В общей сложности за восемь месяцев этого года через малые порты Латвии прошло 1,58 млн тонн грузов, что на 12% больше, чем за тот же период 2022 года.
В министерстве сообщения, комментируя продолжающуюся тенденцию сокращения грузопотока, заявили, что "активно искали новые логистические коридоры" и "развивали альтернативные цепочки поставок". Этим, очевидно, объясняется рост оборотов в малых портах. О причинах падения оборотов крупных портов в министерстве сообщения не говорили, впрочем, это понятно и так: продолжающийся курс на разрыв экономических отношений с Россией и Беларусью, а также борьба с транзитом, провозглашенная правительством Кариньша.
Результаты этой борьбы не радуют. В этом году обороты в портах достигли минимальной отметки за последние 10 лет. По сравнению с 2013–2014 годами, когда грузопоток достигал 50 млн тонн, объем грузов уменьшился практически вдвое.