РИГА, 17 сен — Sputnik. В конце прошлого года система общественного транспорта литовской столицы была скована забастовкой водителей, продолжавшейся почти три недели. В этом году с наступлением осени жители Вильнюса вновь столкнутся с подобными проблемами, сообщает LRT.
Автобусный маршрут 4G очень популярен в Вильнюсе. Обычно автобусы этого маршрута переполнены и ходят каждые пять минут. Точнее, так было до 5 сентября - в этот день стало известно, что компания "Трансревис" не сможет может обеспечить качественное обслуживание на этом и некоторых других маршрутах: автобус 4G будет ходить каждые 10-12 минут вместо обычных 5-6 минут, а в опредленных промежуток времени - каждые 30 минут.
"К сожалению, перевозчик не оценил должным образом организацию работы и человеческие ресурсы, необходимые для сентября месяца, когда на маршрутах больше автобусов и требуется больше водителей. В договоре с перевозчиком прописано, что он должен позаботиться о человеческих ресурсах, чтобы обеспечить обслуживание маршрутов", - говорит Грета Василяускайте, представитель муниципального предприятия JUDU, отвечающего за столичный транспорт.
Горожане призывают власти Вильнюса расторгнуть договор с "Трансревисом", но там пока этого делать не собираются и ищут другие пути решения проблемы. JUDU, муниципалитет и компания "Трансревис" активно работают над поиском решений, обеспечивающих перевозку пассажиров.
"Для этого оператор должен составить расписание с меньшим количеством транспортных средств и утрированным графиком, чтобы не было больших разрывов между рейсами. Оператор также должен подготовить план, в соответствии с которым он будет работать, чтобы количество транспортных средств на маршрутах было достаточным для удовлетворения спроса в городе", - пояснила Василяускайте.
Янина Манкене, руководитель профсоюза работников ЗАО "Трансревис", признала, что в настоящее время существует реальная нехватка работников - только в ее коллективе не хватает как минимум 5-6 водителей.
По ее словам, проблема заключается в том, что значительная часть водителей "Трансревис" - люди старшего возраста. Молодых сотрудников привлечь сложно - их отпугивает не только необходимость рано начинать или поздно заканчивать работу, но и предлагаемая зарплата.
Анонимный водитель "Трансревис" рассказал, что больше половины водителей в компании - пенсионного возраста и готовятся к выходу на пенсию в ближайшее время. Многие водители также злоупотребляют алкоголем.
"Они иногда пьют неделю и более. И чтобы не потерять работу, оформляют больничные листы. Тогда руководство просит выйти на работу других водителей. Все бы хорошо, но никто не хочет платить двойную зарплату за дополнительную работу, поэтому часто водители просто сидят дома", - говорит сотрудник "Трансревис".
По его словам, у водителей много дополнительных обязанностей, которые не оплачиваются.
"Городские власти вложили 7 млн. евро в новые компостеры, а мы все равно должны продавать билеты, когда едем. За продажу билетов никто не доплачивает. Нужно смотреть на дорогу, открывать и закрывать двери, думать о безопасности, продавать билеты во время движения и т.д. В конце концов, это большая ответственность", - пояснил он.
Член правления ЗАО "Трансревис" Владас Дапкус сообщил, что в настоящее время компании не хватает около 30 водителей для качественного обслуживания маршрутов. Он заверил, что сотрудники получают справедливую оплату за дополнительную работу, но добавил, что желающих работать сверхурочно не так много.
Дапкус не стал скрывать, что некоторые водители периодически злоупотребляют алкоголем и в результате берут больничные, но подчеркнул, что у пьяных водителей нет возможности выйти на рейс.
"У нас жесткий контроль, алкотестеры, и если есть запах алкоголя, нельзя отправиться в поездку пьяным. <...> Но то, что они берут больничные листы, - это факт, и с этим трудно что-то сделать. Если медперсонал выдает больничные листы, значит, мы должны верить, что они больны", - сказал член совета директоров.
Компания старается найти новых сотрудников, в том числе среди иностранных работников.
Просто на местном рынке не так много водителей, которые хотели бы работать. Мы пытались привлекать водителей из других районов, но им слишком трудно в Вильнюсе. <...> До пандемии у нас не было проблем. Но когда маршруты резко сократились, возникли проблемы, потому что водители изменили специфику своей работы: одни стали водителями-дальнобойщиками, другие - строителями и т.д.", - рассказал Дапкус.