РИГА, 15 сен — Sputnik. Если не будет снижен налог на добавленную стоимость для предприятий общественного питания, в отрасли смогут остаться только предприятия быстрого питания, которые готовят блюда из замороженных полуфабрикатов, предупредил Андрис Калниньш, председатель правления Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов.
Он пояснил, что на сферу общественного питания в последнее время повлиял целый ряд негативных факторов:
"Инфляция и общий рост цен на сырье влияют очень сильно. Конечно, пищевая промышленность чувствует сокращение потока иностранных туристов, потому что эта категория была большой частью среди посетителей ресторанов.
Но я имею в виду все предприятия общепита. Это также кафе и столовые, а не только рестораны типа Vincents, который сейчас закрывается. Мы видим, что, к сожалению, вынуждены закрыться несколько легендарных и старых ресторанов, например, Charleston и Vincent. Monterosso также объявил о закрытии, но затем свое заявление отозвал.
Это все потому, что отрасли тяжело. Даже не считая накопившейся во время ковида налоговой задолженности, которая составила более 44 миллионов евро, отрасль сейчас крайне убыточна", - подчеркнул Калниньш.
Также он напомнил, что общепит в Латвии облагается НДС в полном объеме, а в Литве – 9%.
"Эстония также рассматривает возможности снижения НДС. Во время COVID-19 большинство членов ЕС снизили ставку НДС для сферы общепита, но Латвия по этому пути, к сожалению, не пошла. Поэтому мы неконкурентоспособны в регионе. Конечно, люди чаще ездят в Литву, где и проживание, и питание облагаются НДС по ставке 9%. Цены там более доступные и предпринимателям проще работать. Также видим, что литовские бизнесмены, для которых налоговая база гораздо лучше для бизнеса, приезжают в Латвию и, к сожалению, выкупают и поглощают наши местные компании. Таких случаев очень много".
Может ли снижение ставки НДС спасти отрасль?
"Конечно, это был бы очень хороший краткосрочный инструмент, который мог бы помочь отрасли навести порядок, к тому же было бы менее выгодно не платить налоги и заниматься "оптимизацией" с точки зрения теневой экономики. В таком случае у предприятий общепита появится возможность отказаться от повышения цен, что, в свою очередь, поможет в борьбе с общей инфляцией в стране," - считает Калниньш.
По его мнению, бюджет Латвии от такого решения не пострадает,
"Видно, что госбюджет сейчас работает хорошо, даже превышает все прогнозы. Снижение НДС до 12%, к которому призывают предприятия общепита, госбюджету обойдется примерно в 38 миллионов евро. Я не думаю, что это очень большая сумма, тем более, что мы провели различные расчеты и подготовили отчеты, которые представили партиям, Минфину и всем остальным. По сути, с учетом предложений отрасли можно добиться, чтобы снижение НДС на услуги общепита могло быть фискально нейтральным для госбюджета".
А что будет, если ставка НДС не снизится?
"Тогда мы увидим продолжение таких же "историй успеха", как с Vincents и Čarlstons. Есть еще много предприятий, не так широко известных, которые так же закрываются. Мы окажемся в ситуации, когда единственным местом, куда можно пойти поесть, станут заведения быстрого питания, где еда готовится из замороженных полуфабрикатов неизвестного происхождения. Чтобы заведению быстрого питания выйти на оборот в 1000 евро, нужно 1-2 человека, а в ресторане нужно 8 человек, потому что там работа не ведется с замороженными продуктами и рабочих рук нужно больше. Сфера общепита очень трудоемкая".
Также глава ассоциации напомнил, что примерно две трети всех предприятий общепита в Латвии расположены в Риге и Рижском регионе.
"Когда я общаюсь с людьми из Даугавпилса и других отдаленных регионов, они говорят, что у них ситуация, возможно, еще сложнее. К сожалению, платежеспособность населения там относительно еще ниже. Кроме того, например, предприятия общепита в восточной части Латвии раньше обслуживали клиентов из России и Беларуси, а сейчас этих посетителей почти не осталось. Конечно, это чувствуется. Упала и платежеспособность местных жителей," - объяснил он.
По словам Калниньша, индустрия гостеприимства находится в кризисе уже как минимум 3,5 года, с начала пандемии.