РИГА, 30 авг — Sputnik, Дмитрий Ермолаев. Это и фактически тайный собор ЛПЦ 20 октября 2022 года, о котором стало известно не из сообщений самой церкви, а из основанных на информации "источников" новостей мировых СМИ. Это и совершенно с канонической точки зрения абсурдные, но не осужденные самой ЛПЦ поправки к закону о Латвийской православной церкви, устанавливающие "автокефалию" ЛПЦ.
А вот теперь скандал с рукоположением епископа архимандрита Иоанна (Липшанса) и наречением его епископом Валмиерским, которое было осуществлено без обязательного в таких случаях согласования с Русской православной церковью.
Соответственно, Синод РПЦ 24 августа отметил в этой связи, что "согласно Уставу Русской православной церкви, архиереи самоуправляемых церквей, к каковым относится Латвийская православная церковь, избираются синодами таковых церквей из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и всея Руси и Священным синодом".
"Согласно поступающим из Латвии сообщениям, митрополит Александр неоднократно уклонялся от канонического порядка богослужебного поминовения предстоятеля Русской православной церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Также, по поступившим в Священный синод свидетельствам, митрополит Александр требовал от священнослужителей Латвийской православной церкви отказаться от канонического поминовения предстоятеля Русской православной церкви", - подчеркнули в РПЦ.
В этой связи Священный синод РПЦ постановил:
1. Осудить действия митрополита Рижского и всея Латвии Александра, направленные на разрушение церковного единства.
2. Констатировать, что впредь до рассмотрения Архиерейским собором, а затем — Поместным собором Русской православной церкви обращения Собора Латвийской православной церкви от 20 октября 2022 года в отношении упомянутой Церкви действуют нормы, предусмотренные главой XII Устава Русской православной церкви.
3. Вопрос о возможности признания хиротонии архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского и о канонической ответственности ее участников передать на рассмотрение Архиерейского собора.
4. Подчеркнуть недопустимость нарушения норм, касающихся канонического порядка богослужебного поминовения предстоятеля Русской православной церкви, предусмотренных 15 правилом Двукратного Поместного собора.
То есть налицо как минимум разногласия между ЛПЦ и РПЦ. Что же подвигло предстоятеля ЛПЦ митрополита Александра на столь демонстративные шаги, явно удаляющие ЛПЦ от РПЦ?
В этой связи вспомним, что в 2022 году в кулуарах Сейма обсуждался вопрос о возможном обращении ЛПЦ к Константинопольскому патриархату о предоставлении автокефалии.
Как тогда мне рассказал депутат Сейма от правящей коалиции, основанием данного обращения может быть спорное постановление патриарха Варфоломея об отмене решения 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. А по состоянию на 1686 год часть территории Латвии входила в состав Киевской митрополии. Не полностью, но прецедент предоставления томоса Православной церкви Украины, даже с учетом того, что значительная часть Украины не входила в состав Киевской митрополии, показывает, что на это можно не обращать внимания.
Предполагалось, что митрополит Рижский и всея Латвии Александр сможет формально объяснить подачу обращения в Константинопольский патриархат с требованием поправок к закону о Латвийской православной церкви, которые были приняты Сеймом по инициативе Эгилса Левитса.
Но это лишь разговоры в кулуарах Сейма, правда косвенно подтвержденные самим фактом "тайного" собора ЛПЦ, по итогам которого было принято обращение к РПЦ с просьбой о предоставлении автокефалии. Дело ведь в том, что, как только РПЦ откажет ЛПЦ в данном прошении, Латвийская православная церковь в принципе может обратиться с данным вопросом к Константинопольскому патриархату. Опять же, ЛПЦ была в составе Константинопольского патриархата с 1936 по 1940 год.
В этой связи интересно, что Латвийская православная церковь в обосновании решения о епископской хиротонии Иоанна (Липшанса) ссылалась именно на опыт своего нахождения в составе Константинопольского патриархата.
"Как известно священномученик Иоанн намеревался рукоположить епископов для Латвийской церкви, и он говорил: "Если этого не сделаем мы, то это сделают другие". К сожалению, эти слова стали пророческими. После мученической кончины священномученика Иоанна Рижского 12 октября 1934 года; уже в 1936 году новый предстоятель Латвийской православной церкви митрополит Августин (Петерсон) был рукоположен иерархами Константинопольской церкви. Вскоре он сам совершил еще две хиротонии. 27 сентября 1936 года в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова совершилась хиротония нового епископа Елгавского Иакова (Карпа). Ее совершили митрополит Августин с архиереями из Эстонии и Финляндии. При наречении нового епископа было объявлено, что поставление его совершается с согласия правительства Латвии", - отметили в пресс-службе ЛПЦ.
Но насколько действительно митрополит Александр готов увести ЛПЦ в сторону Константинопольского патриархата? Он это не сделал даже в сложные 1990-е годы. Хотя, возможно, приверженность митрополита Александра Московскому патриархату объяснялась хорошими личными отношениями с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым.
Но вот близкий к латвийским властным кругам политолог Андис Кудорс ранее отмечал, что предпочел бы видеть ЛПЦ в юрисдикции Константинопольского патриархата, однако подчеркивал, что приказать ЛПЦ это сделать власти не могут.
"Священники не развернутся в сторону Константинополя из опасения раскола. Если бы сейчас Латвийская православная церковь решила, как Украинская, перейти под юрисдикцию Вселенского патриархата, русскоязычное сообщество Латвии раскололось бы на два лагеря", — отметил Кудорс.
И действительно, настроения в ЛПЦ разные. Так, 24 августа Латвийское телевидение даже объявило, что не будет больше транслировать службы из православных храмов в Латвии. Как объяснили представители LTV, во время записи православного богослужения в Валгундском филиале Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря журналисты обнаружили, что православные священники возносят во время службы молитвы за Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Готов ли митрополит Александр к возможному расколу в ЛПЦ? Особенно с учетом печального опыта "константинополизации" Эстонии, где храмы Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата пустуют (там около 7 тысяч прихожан), а храмы Эстонской православной церкви Московского патриархата посещают более 100 тысяч прихожан.
Опять же, отношение населения Латвии в 1936—1940 годах к находившемуся на территории в тот момент "антирелигиозного" СССР Московскому патриархату было иным, чем сейчас. Именно поэтому переход ЛПЦ в 30-х годах в Константинопольский патриархат был воспринят достаточно спокойно. Сейчас же ситуация явно иная.
"Митрополит Александр явно хочет дистанцироваться от Москвы, но при этом не уходить в Константинопольский патриархат", — рассказал осведомленный в церковных делах депутат Сейма от оппозиции.
Отметим, что на повестку дня встает и создание отдельной Валмиерской епархии, в которую может быть преобразовано Валмиерское благочиние. А Валмиера, как известно, неофициальная столица национально ориентированного латышского истеблишмента.
Возможно, именно поэтому была проведена хиротония во епископа латыша по национальности Иоанна (Липшанса). Сделано это было, как отметила пресс-служба ЛПЦ, "принимая во внимание исторические перипетии и сложности бытия Святого Православия в Латвии, сообразуясь с давними пожеланиями латышского православного населения и необходимостью удовлетворения их духовных потребностей".
А возможно, митрополит Александр решил укрепить механизм социального лифта в ЛПЦ. Ведь для проведения рукоположения во епископы необходимо два епископа. А теперь в ЛПЦ их даже три. Опять же, заседание Синода ЛПЦ с тремя епископами смотрится явно солиднее.