РИГА, 22 авг — Sputnik. Европейские реки - ключевой инструмент в борьбе с изменением климата, если только они раньше не пересохнут, пишет Politico.
Ранее в этом году судоходство по Рейну, одному из важнейших водных путей Европы, было ограничено из-за низкого уровня воды в реке. Подобные проблемы преследовали судоходный сектор в 2018 году и в прошлом году, когда резкое падение уровня воды вынудило компании забрать грузы с рек — логистически сложный и дорогостоящий шаг, который нанес удар по экономике Германии.
По словам Роберта Эгелинга, управляющего директора исследовательского и образовательного центра природоохранной группы NABU, малое количество осадков и таяние альпийских ледников означают, что Рейн, вероятно, будет "иметь более длительные фазы низкого уровня воды".
Это вызовет головную боль у всех: от фермеров, которые полагаются на реки для орошения своих полей, до атомных электростанций, использующих речную воду для охлаждения реакторов.
Это также рискует поставить под угрозу планы Брюсселя по "использованию неиспользованного потенциала" европейских рек, чтобы сократить выбросы CO2 от транспорта.
В ЕС внутреннее судоходство сосредоточено в странах, расположенных вблизи Рейна или Дуная, таких как Румыния, Болгария и Нидерланды, где в 2021 году на баржи приходилось почти 42% внутренних грузовых перевозок.
Брюссель стремится увеличить внутренние водные перевозки на четверть к 2030 году и на 50 процентов к 2050 году. Но, по данным Eurostat, в 2022 году водные перевозки сократились на 10% по сравнению с прошлым годом.
Низкий уровень воды означает, что суда могут перевозить меньше груза, в результате чего у компаний возникают проблемы с хранением, клиенты недовольны, а также усугубляются проблемы с заторами в портах, говорит Годфрид Смит, генеральный секретарь Европейского совета грузоотправителей. При этом компании не могут быстро сменить водный транспорт на железнодорожный.
Еврокомиссия тоже обеспокоена. Нарушения движения на внутренних водных путях блока "значительно препятствуют" усилиям по "отвлечению большего объема грузов от автомобильного транспорта", заявил представитель Еврокомиссии Адальберт Янц.
По мере того как уровень воды падает, усилия Евросоюза по перевозке большего количества грузов по рекам также рискуют вступить в противоречие с его экологическими целями.
Согласно водному законодательству ЕС, к 2027 году все реки должны иметь хорошее химическое и экологическое состояние, однако, согласно анализу Всемирного фонда дикой природы, 90% не будут соответствовать этому требованию.
Продолжительные периоды маловодья приводят к тому, что Рейн становится все более отрезанным от соседних пойм, а это означает, что животные и растительные виды и сообщества больше не имеют шансов на выживание.
Но, как предупреждают активисты и ученые, углубление и расширение рек, чтобы сделать их судоходными, может нанести ущерб и без того хрупким экосистемам.
Напряженность по поводу того, какой цели отдать предпочтение, достигла апогея на реке Одер, протекающей вдоль немецко-польской границы.
В 2015 году Варшава и Берлин заключили соглашение о превращении Одера в строго регулируемую реку, открытую для барж и туристического движения, но теперь Польша и Германия расходятся во мнениях относительно того, как действовать после массового вымирания рыбы прошлым летом. (Эксперты говорят, что катастрофа, вероятно, была вызвана промышленными сбросами в воду на польской стороне.)
На конференции в июне министр окружающей среды Германии Штеффи Лемке повторила свои призывы пересмотреть соглашение, утверждая, что река должна восстановиться после инцидента с загрязнением, которое усугубилось высокими температурами и низким уровнем воды. Польша с этим не согласна.