Rail Baltica и другие: в Европе посчитали убыточные транспортные проекты

Подписаться
Аудиторы назвали пять самых дорогостоящих и экономически необоснованных долгостроев ЕС; Rail Baltica попала в список

РИГА, 17 июн — Sputnik. Железные дороги, тоннели и каналы - сразу несколько транспортных мегапроектов ЕС оказались убыточными, пишет Politico.

По данным Европейской ревизионной палаты ((ЕРП), многие инфраструктурные проекты ЕС выполняются с отставанием от графика и перерасходованием бюджета, так что планы накрыть Европу сетью скоростных железных дорог и речного транспорта к 2030 году могут оказаться под угрозой.

Председатель Профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров  - Sputnik Латвия
Чубаров: стройка дорогой и бесполезной Rail Baltica добьет страны Балтии

В докладе рассматриваются восемь крупных транспортных проектов в 13 странах общей стоимостью 54 млрд евро, из которых 7,5 млрд выделены Брюсселем. Шесть из этих проектов, скорее всего, не будут завершены до 2030 года, считают аудиторы. Средний срок задержки строительства - 11 лет.

По мнению аудиторов, проблема в том, что инвестиционные приоритеты и правила планирования в странах - участницах транснациональных проектов не всегда соотносятся друг с другом. Контроль со стороны Еврокомиссии при этом практически отсутствует.

Еврокомиссия использует для контроля над корректным использованием средств и соблюдением срока строительства бывших министров, а также евродепутатов. Однако у тех практически нет полномочий, они могут только вежливо напоминать о себе.

Следующие пять проектов особенно возмутили аудиторов.

Rail Baltica

Железная дорога между Литвой, Латвией и Эстонией длиной 900 километров отвечает всем требованиям: она экологична и использует стандартную европейскую колею, чтобы соединить периферийный Балтийский регион с транспортной системой ЕС.

Rail Baltica - Sputnik Латвия
Зайцева: зачем Латвии Rail Baltica, если пассажироперевозки "умерли" на два года

Однако проект сопровождают постоянные споры о маршруте железной дороги, финансировании и управлении. Первоначальный бюджет в 4,6 млрд евро разросся до 7 млрд, и есть подозрения, что число пассажиров не дотянет до целей, заложенных ЕС.

"Оценка возможного пассажирского трафика Rail Baltica показывает, что проект не является экономически устойчивым", - говорится в докладе.

Предполагалось, что железную дорогу откроют в 2026 году, однако в докладе делается вывод о том, что указанный срок является слишком самонадеянным. В последнее время были проведены три разных независимых анализа выгод и затрат проекта, и во всех трех назвались разные даты его завершения.

Ветка Лион-Турин

Трансграничная железная дорога, соединяющая Францию и Италию, будет включать в себя 270 километров путей и 57-километровый тоннель. Однако в обеих странах она прекратилась в политический футбольный мяч, и ее строительство задерживается уже на 15 лет.

Проблема, как объясняют аудиторы, в экономическом обосновании проекта, точнее, его отсутствии. Сейчас по существующей низкоскоростной железной дороге в этом направлении транспортируется менее 3 млн тонн грузов в год, однако предполагается, что к 2035 году это количество вырастет до 24 млн тонн.

Более того, чтобы добиться этой амбициозной цели, обе страны должны будут ликвидировать узкие места и построить недостающие части транспортного коридора.

Канал Сена-Шельда

Цель проекта - расширить и углубить существующую сеть каналов в бассейнах рек Сены и Шельды во Франции и Бельгии, чтобы их могли использовать боолее крупные суда, и построить 107-километровый канал, соединяющий две реки.

На въезде в Припять - Sputnik Латвия
Судоходный канал может соединить Черное и Балтийское моря

Переход на грузовые перевозки с помощью речного транспорта поможет снизить количество углеродных выбросов. Однако этот проект уже задержался на 18 лет. В прошлом году Еврокомиссия предложила детальное расписание для ускорения строительства, однако не установила дату завершения ключевой части проекта - канала до порта Зеебрюгге.

В обосновании проекта говорилось, что к 2060 году он позволит увеличить грузоперевозки в четыре раза по сравнению с 2030 годом. Это потребует увеличения объема грузов, которого не подтверждает статистика за прошлые годы.

Фемарнбельтский тоннель

Подводная автомобильная и железнодорожная дорога длиной в 19 км из датского Рёдбю в германский Путтгарден с самого начала вызывала возражения как паромных операторов, обслуживающих это направление, так и экологов.

Флаг Дании - Sputnik Латвия
Politico: судьбу крупных транспортных проектов ЕС решит суд

И хотя вопросы недобросовестной конкуренции давно не поднимались, все еще неясно, будет ли тоннель завершен к 2028 году.

Аудиторы полагают, что Еврокомиссия не проверила должным образом прогнозы развития железнодорожной сети Германии, в противном случае она бы поняла, что проект не окупит инвестиции. Также не была принята во внимание стоимость шумоподавления.

Бреннерский тоннель

Предполагается, что 64-километровый тоннель под Альпами соединит Австрию и Италию к 2028 году. Однако и здесь предполагаются задержки.

Подведение германской ветки к тоннелю может быть не завершено до 2050 года, что не позволит проекту реализовать свой полный потенциал в течение еще двадцати лет.

Трансграничная кооперация также оставляет желать лучшего. Германия, Италия, Австрия и ЕС до сих пор не создали даже общего исследования, использующего одни и те же цифры и методы. За все время с начала проекта в Вероне и Мюнхене подвергали сомнению методы прогнозирования в соседних странах.

Лента новостей
0