РИГА, 24 июл — Sputnik. Вопреки лозунгам "зеленого курса" по замене ископаемых энергоресурсов электроэнергией, в июне этого года в Латвии зафиксировано самое низкое потребление электроэнергии за месяц с июня 2005 года, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
По данным компании Augstsprieguma tīkls (AST), в июне в Латвии был потреблен 491 гигаватт-час (ГВт*ч) электроэнергии. Это на 5% меньше, чем в мае, и на 9% меньше, чем в июне 2022 года. Это "учтенный" объем потребления электроэнергии, который от фактического объема отличается. Мы говорим о постоянно растущем количестве микрогенераций и солнечных электростанций, в результате чего для покрытия собственного потребления используется больше вырабатываемой электроэнергии – еще до передачи ее в сеть и до учета.
Исчезает промышленность и жители
В Латвии есть еще два показателя, связь которых с потреблением электроэнергии незыблема как минимум с советских времен, когда массовое производство и передача электроэнергии на неограниченные расстояния объявлялись более эффективными, чем самоснабжение. Этими показателями являются объемы обрабатывающей промышленности и количество населения.
Промышленность в Латвии в этом году находится в бедственном положении. Центральное статистическое управление (ЦСУ) приводит цифровые характеристики первых пяти месяцев текущего года с процентным изменением объема обрабатывающей промышленности по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года:
• в январе – минус 5,8%;
• в феврале – минус 2,8%;
• в марте – минус 6,2%;
• в апреле – минус 8,8%;
• в мае – минус 7,7%.
Июньские данные по промышленности ЦСУ еще не опубликовало, так как анализ всей латвийской промышленности является более трудоемкой задачей по сравнению с трудами AST по отслеживанию движения электроэнергии. Однако нет никаких оснований предполагать, что в июне произошел разворот в сторону роста. Скорее, промышленность имеет потенциал для дальнейшего спада, согласно решениям Европейского центрального банка и других центробанков о повышении ставок, по которым эти банки выпускают в обращение свои валюты. Теперь, хоть и косвенно, но латвийскую промышленность будет тормозить и недавнее решение Банка России от 21 июля о повышении годовой ставки рубля с 7,5 до 8,5 процента.
Еще более однозначна в Латвии тенденция сокращения населения. В середине 2005 года в Латвии постоянно проживали 2,22 миллиона человек, а в июне этого года - 1,88 миллиона человек. Численность населения отличалась от промышленности тем, что сокращалась из года в год, а в промышленности убыль чередовалась с ростом. Поэтому огромной сенсацией стало увеличение количества жителей в 2022 году впервые с 1990 года за счет украинских беженцев. В июне прошлого года ЦСУ зафиксировало 1,893 миллиона жителей в Латвии, но 1,883 миллиона в этом году – это все же меньше, чем 1,885 миллиона в июне 2021 года (на 10 тысяч меньше, чем год назад, и на 2 тысячи меньше, чем два года назад).
Экспорт электроэнергии канул в Лету
Падения промышленности и количества жителей было бы достаточно, чтобы объяснить снижение потребления электроэнергии, если бы мы ничего не знали о производстве электроэнергии для собственного потребления. Если же мы это заметили – в конце концов, трудно не заметить солнечные панели на крышах частных домов, – придется задаться вопросом: куда подевалась эта электроэнергия, если промышленности и в быту она не понадобилась. В экспорт она не ушла, наоборот, из чемпиона по экспорту электроэнергии в апреле, когда страна произвела на 84% больше электроэнергии, чем потребляла, Латвия вернулась к своей обычной роли – страны, зависящей от импорта электроэнергии. Дефицит электроэнергии, покрываемый за счет импорта, составил 33% от потребления в мае и 60% от потребления в июне. Эти изменения были продиктованы природой: высокий уровень осадков в начале года и такая же экстремальная засуха, начавшаяся в апреле. В результате уже в мае запасы воды в каскаде Даугавских ГЭС закончились, и Латвии для производства электроэнергии пришлось покупать либо газ, либо другие виды топлива.
Объем производства на станциях природного газа в июне увеличился в 172 раза по сравнению с маем, вырос более чем в три раза по сравнению с апрелем, когда электроэнергия производилась из газа как побочного продукта тепла, необходимого для завершения отопительного сезона. В июне этого года потребление газа подняло среднюю цену на электроэнергию (биржевую цену для Латвии без налогов и затрат на доставку) до 98,70 евро за мегаватт-час. Это оказалось на 27% больше, чем в мае, но на 55% меньше, чем в июне прошлого года, до безумия с ценами на газ, которые перед последним отопительным сезоном увеличились в десять раз. На фоне недавнего прошлого цены на электроэнергию из природного газа и сейчас кажутся низкими или, по крайней мере, умеренными.
Вечный двигатель повышения тарифов запущен
Солнечные панели привлекают внимание, но заметного количества электроэнергии не производят. В течение солнечного июня, во время суперзасухи от них поступило 5,9 МВт*ч – на 1/6 больше, чем в засушливом мае, и вдвое больше, чем в апреле (2,6 МВт*ч), когда еще шел снег и дождь. Кроме того, большие коллекторы солнечной энергии от личной инициативы отстали. Когда будут реализованы проекты крупных солнечных парков, мы их увидим не только в природе, но и в отчетах об объемах производства электроэнергии.
Придется согласиться с AST в том, что значительная часть электроэнергии, произведенной в домохозяйствах, потреблена в этих же домохозяйствах. Значит, на самом деле снижение потребления электроэнергии не вполне соответствует лозунгам о развале промышленности и вымирании населения. Вероятно, в физическом объеме, в том числе в потреблении электроэнергии, промышленность потеряла меньше, чем в денежном, – из-за снижения или нормализации цен на промышленную продукцию. Тут уже речь о скачках цен на газ, которые влияли практически на все цены.
Статистика по снижению оборота учтенной электроэнергии немного опережает счета за июль. В них на первый план выйдет не цена самого электричества, а определенные с 1 июля тарифы поставки электроэнергии, которые забирает донор AST – государственное предприятие Sadales tīkls, которое оплачивает счета AST за передачу электроэнергии. Чем меньше электроэнергии он поставляет конечным пользователям, тем ниже доход. Поэтому государство разрешило предприятию сокращение объемов поставок электроэнергии на 5–10% компенсировать повышением тарифов в 2–5 раз в зависимости от статуса получателей. Начинает вращаться спираль, в которой потребителей электроэнергии мотивируют становиться производителями и накопителями электроэнергии, чтобы они могли полностью отказаться от услуг Sadales tīkls с его неограниченными возможностями повышения тарифов. С другой стороны, ему пора подготовить очередные проекты повышения тарифов, с помощью которых можно будет переложить свои расходы на содержание все меньшего количества потребителей и снижение потребления электроэнергии.