Фармацевтические реформы в ЕС навредят пациентам и исследователям

Еврокомиссия хочет предоставить всем европейцам доступ к лекарствам, но, возможно, использует для этого неправильные методы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 20 июл — Sputnik. Предложенная ЕС реформа здравоохранения усложнит компаниям проведение исследований, а европейцам — возможность воспользоваться преимуществами передовых лекарств, пишет глава Фонда детских опухолей Аннетт Баккер в издании Politico.
Недавно Еврокомиссия (ЕК) предложила первый за два десятилетия капитальный пересмотр фармацевтической политики ЕС. С помощью этих реформ ЕК пытается обеспечить всем европейцам более быстрый доступ к недорогим жизненно важным лекарствам — достойная цель, которую поддерживают политики, пациенты и медицинские работники.
Но добрые намерения не обязательно превращаются в хорошую политику. Предложение ЕК основано на ошибочной предпосылке, которая в конечном итоге заблокирует, а не облегчит доступ к жизненно важным лекарствам.
Почему одни и те же лекарства в Латвии дороже, чем в Литве?
Предлагаемые реформы используют метод кнута и пряника, сокращая срок рыночного эксклюзивного права на новые лекарства, что позволяет более дешевым непатентованным препаратам появиться на рынке на два года раньше.
Кнут - это угроза массовой потери доходов, вызванная конкуренцией с дженериками. Тот факт, что производители лекарств могут отыграть большую часть этих двух защищенных лет, представляя свои новые лекарства во всех 27 странах-членах ЕС в течение определенного периода времени и разрабатывая лекарства, которые удовлетворяют "неудовлетворенные медицинские потребности", является пряником.
Однако предлагаемый подход, скорее всего, приведет к меньшему количеству новых лекарств и меньшему количеству фармацевтических исследований в Европе.
Сейчас лекарство, одобренное Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA), может продаваться во всех странах ЕС. Тем не менее, экономика и бюджеты на здравоохранение в этих странах могут сильно различаться, а бюджетные ограничения часто не позволяют более мелким и бедным членам ЕС устанавливать цены или возмещать расходы на новые лекарства в течение многих лет после того, как это сделают другие, если вообще когда-либо.
В результате на рынках этих стран представлено меньше инновационных лекарств. Например, в период с 2015 по 2017 год пациенты в Германии имели доступ к 104 новым лекарствам, одобренным EMA, а в Латвии - только к 11.
Компенсируемые лекарства в 2022 году будут дешевле, появился новый список
ЕК пытается сократить этот разрыв, побуждая компании быстрее запускать свои лекарства в этих странах. Однако представление о том, что запуск лекарства каким-то образом находится в руках его производителя, иллюзорно.
Даже если бы биотехнологические фирмы должны были начать работу во всех 27 странах-членах, определять, когда лекарство будет выпущено, будут отдельные государства, которые должны установить цену лекарства до его появления на рынке. Многие из них обычно не могут своевременно завершить переговоры о ценах, что создает слишком большую неопределенность в отношении предлагаемых реформ.
После введения в силу новой политики, у стран ЕС будет дополнительный стимул для затягивания переговоров о ценах, поскольку несоблюдение крайнего срока даст им дополнительные рычаги воздействия и вынудит компании соглашаться на более низкие возмещения. Это означает, что схема ЕК будет просто функционировать как контроль над ценами, в дополнение к тому, который большинство европейских стран уже применяют к лекарствам.
Такая политика уже ограничила доступ европейских пациентов к лекарствам и сдержала исследования на континенте. Всего несколько десятилетий назад на Европу приходилось большинство всех новых лекарств, изобретенных в мире, а сейчас на ее долю приходится лишь 31% мировых расходов на биофармацевтические исследования и разработки, при этом на Соединенные Штаты приходится более половины.
Топ-101 предприятий Латвии: банки и транзит уступают место торговцам и фармацевтам
Если ЕК еще больше ограничит возможности компаний получать прибыль от своих инвестиций, они в конечном итоге будут вкладывать меньше. Это не отражение моральных или политических предпочтений — это железный закон экономики.
Предложенный закон также прямо противоречит промышленной политике блока и может иметь разрушительные экономические последствия для Европы, поставив под угрозу более 200 миллиардов евро, 2,5 миллиона рабочих мест и положительное сальдо торгового баланса в размере 135 миллиардов евро, связанное с фармацевтической промышленностью.
Однако человеческие потери будут намного выше. Если ЕС направит фармацевтические исследования и разработки в Азию и Северную Америку — тенденция, которая уже наблюдается, — европейцы в конечном итоге упустят возможность участвовать в клинических испытаниях новых методов лечения рака, сердечных заболеваний, болезни Альцгеймера и редких заболеваний.
Кроме того, есть гораздо лучший способ побудить компании быстро запускать новые лекарства на континенте — оптимизировать процесс клинических испытаний. Это значительно сократит затраты на разработку лекарств (поскольку на них приходится около 90 процентов общих расходов на НИОКР) и побудит компании проводить больше исследований в Европе.
Благие намерения ЕК ставят перед биотехнологическими фирмами задачу удовлетворения требований, которые полностью находятся вне их контроля. Это только затруднит для компаний инвестиции и проведение исследований, а для европейских пациентов - возможность воспользоваться преимуществами передовых лекарств.