РИГА, 11 июл — Sputnik, Алексей Стефанов. "Не веришь в новую историю Латвии, значит подрываешь латвийский строй", – примерно по такому принципу сейчас живет Латвия. И именно поэтому репрессии, начатые с людей, поддерживающих Россию, теперь докатились даже до обычных пользователей соцсетей, посмевших публиковать 9 мая открытки-поздравления с праздником Победы.
О перспективах такой политики корреспондент Sputnik Латвия поговорил с латвийским историком Владом Боговым.
Главное – сделать из СССР монстра
"Фальсификация истории в Латвии идет уже не одно десятилетие: с 1991 года, как страна получила так называемую независимость, она первым делом занялась переписыванием истории. Этот процесс бесконечный. Я, например, занимаюсь историей лагеря Саласпилс, и его уже многие годы пытаются переформатировать под себя, несмотря на то, что он не несет в себе никакой идеологической оценки от советской власти. Огромный впечатляющий мемориал был построен в 1967 году, в нем нет никакой отрицательной коннотации для современной латвийской власти. Тем не менее его все равно пытаются переписать под латышскую историю", – рассказывает Влад Богов.
Еще в 2007-2008 годах у руководства Саласпилсской краевой думы появилась бредовая идея посвятить этот мемориал "двум оккупационным режимам, которые существовали в Латвии", уточняет историк. И к зверствам немцев, которые и устроили в Саласпилсе концлагерь, приписали так называемую большевистскую оккупацию. "Сегодня, если вы войдете на мемориал, первое, что вас встретит, это пояснение, что он был построен в годы советской оккупации. И не важно, что он посвящен жертвам немецкой оккупации".
"Везде идет сравнение двух режимов: немецкого и советского. Причем в пользу немецкого. Посетитель должен сделать вывод, что при советской власти латышам жилось хуже. А на завершающих стендах, которые подводят так называемые итоги, написано, что в годы немецкой оккупации в лагере погибло до трех тысяч человек. Вроде и большое, но и не очень большое число. Рядом же стоит стенд, описывающий так называемую советскую оккупацию, где указывается, что за 50 лет были подвергнуты репрессиям порядка 190 тысяч человек. Среди этого числа – люди, которые прошли через фильтрационные лагеря после войны, которые даже не были никак поражены в правах", – возмущается Влад Богов.
Латвийский историк Влад Богов
© Sputnik
Извратились власти Саласпилсской краевой думы и на расположенном по соседству с мемориалом - бывшем лагере советских военнопленных. "Одном из самых ужасных мест заключения нацистов, где десятки тысяч советских военнопленных содержались в голом поле, обнесенном колючей проволокой". Пленные пытались выживать в нечеловеческих условиях, вырывая себе в земле норы и прячась там от холода. Только за зиму 1941 года из более чем 10 тысяч пленных советских солдат выжило едва ли 3 тысячи человек.
И вот сейчас, как говорит Богов, на размещенном там новом стенде говорится, что через лагерь прошло 47 тысяч человек, но погибли из них только 5 тысяч человек. "Откуда вообще такая цифра? Ни одного документа не приводится. Ее просто придумали", – уверен историк.
И вот эта выдуманная латышская история сейчас расписана на трех стендах, которые были установлены на месте гибели десятков тысяч советских солдат. Рядом с мемориальной стелой, которая была установлена еще в 1969 году.
"Это информационная подделка, которая вообще не отражает ничего. Там на стендах размещены мои фотографии, которыми я иллюстрировал статьи об этих советских военнопленных. Мое имя не указали, хотя и сослались на сайт, где публиковались материалы. Я нашел эти фото еще в 2009 году на каком-то немецком ресурсе и это практически единственные иллюстрации, которые позволяют оценить ситуацию в лагере. Там на одной из фотографий на месте этого мемориала изображение советских солдат, а вокруг парк с деревьями, у которых полностью объедена кора. Вот такие условия выживания там были. Пленных даже не кормили - их туда просто пригоняли умирать, поскольку они не были нужны немецкой военной и экономической машине. И это доказательство, что все военнопленные там погибали", – констатирует Влад Богов.
В 2007 году мемориал уже хотели "свернуть" – вплотную к месту гибели советских солдат пристроили коттеджный поселок и начали его строить уже на могилах. А кости, по рассказам очевидцев, вывозили самосвалами в неизвестном направлении. Тогда уничтожение памяти удалось остановить. Получается, что только на время.
Древняя латышская Латвия
"Еще в годы Первой республики, в 1936 году, Улманис (премьер-министр – ред.) приказал открыть Институт истории Латвии. До этого времени история шла в трех направлениях: изучения русской истории, латышской истории и немецкой истории. С 1936 года осталась только латышская история – "никакой другой нам больше не надо". Я сам читал эти статьи: в русской газете в 1936 году написано, что Рига – это исключительно латышский город, который основали латыши. А немцы каким образом там оказались, непонятно. При этом нет никаких письменных источников, которые могли бы хоть как-то это подтвердить. Потому что у латышей на тот момент не было даже своей письменности, описывали все только немецкие хронисты", – поясняет историк.
Корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов и латвийский историк Влад Богов
© Sputnik
Впервые Ригу обозначил немецкий хронист Генрих Ливонский, который написал, что в 1201 году возник город Рига, говорит собеседник. Поскольку этот населенный пункт начал соответствовать критериям города - он был окружен стеной, появились органы единого унифицированного управления, с 2226 года появилась городская дума – так называемый рат. И немцы управляли городом почти 600 лет, никаких латышей там не было, уточняет Богов. Пока в 1939 году, накануне Второй мировой войны, от них не избавились латыши. А в 1991 году снова был взят этот нарратив про латышскую Латвию.
"Когда я еще в школе учился, у нас в 1993 году впервые начали вводить новый предмет – "История Латвии". Тоненькая такая книжечка – история, уже написанная с новых позиций. И вот в течение последующих 30 лет она вытеснила всю остальную историю, и теперь основная история у нас латышская через призму латышскости, где нет места другим национальностям. Есть только моноэтническая Латвия, где, как в принятой президентом Латвии Конституции, все события должны оцениваться с позиции латышскости. Если они не соответствуют латышскости, значит они не соответствуют Конституции", – поясняет собеседник.
Именно поэтому в Латвии проходят массовые репрессии. Потому что любой усомнившийся в новой редакции истории Латвии и ее современной трактовке автоматом не соответствует Конституции страны, а значит, является угрозой безопасности.
"Теперь в Латвии совсем другие герои, представляющие совсем другую сторону, – рассказывает Влад Богов. – Говоря о фальсификации истории: в Курмане, в окрестностях Бауски, стоял памятник латышским борцам за идеи революции. Именно латышам, но он, видимо, не соответствовал нужной латышскости. Какой-то ее градации. Поэтому недавно этот памятник был снесен, а на его месте установили памятник нацистским пособникам. Так называемым героям национального сопротивления, которые были сформированы немцами в 1944 году. При отступлении абвер готовил себе диверсионные группы, которые должны были сражаться на оставленной немцами территории, в тылу Красной армии".
Но когда в 1945 году немцам стало не до латышей, бандиты остались жить в лесах, в подготовленных землянках, использовать оружие из схронов и ждать прихода сил Запада. Чего не случилось. Но зато так называемые лесные братья регулярно совершали набеги на мирных жителей, убивали их, грабили магазины, почты. А в 1991 году у новой власти эти грабители и убийцы стали героями, на которых начало равняться подрастающее поколение. Все точно так же, как на Украине. Те же герои с душком.
Есть и вовсе курьезные факты фальсификации истории. В Латвии только-только завершился Праздник песни и танца, и даже в абсолютно культурное пространство влезла большая политика.
"Праздник песни - это немецкая традиция: немецким помещикам было скучно, вот они и заставляли латышских крестьян их развлекать, петь народные песни. Так появились латышские хоры именно в немецкой хоровой традиции. И есть у латышей свои сакральные символы Праздника песни, которые идут еще из Российской империи – праздник же возник 150 лет назад. В 1895 году у него появился флаг, на котором было написано: "В честь присоединения Курляндии к России и четвертого Праздника песни, который прошел в Митаве". Это Елгава. И вот сегодняшний флаг повторяет все то же самое - картинку целиком, а надпись немного сократили, убрав из нее, что "в честь присоединения Курляндии к России", – разводит руками историк.
Перспектива та же, что у Первой республики
Современная Латвия отказалась от своих красных латышских стрелков – соратников Ленина, предала забвению подвиги латышей – бойцов Красной армии, вычеркнула отовсюду фамилии латышей-подпольщиков и советских партизан, отмечает историк.
В частности, имя Иманта Судмалиса – Героя Советского Союза, который занимался подпольной работой на территории Латвии в годы Второй мировой войны и был зверски убит немцами. В советское время баня у одного из латвийских хуторов, в которой он собирался с подпольщиками, обговаривая создание партизанского отряда, была перенесена в Рижский этнографический музей. В какой-то момент из описания пропало все, что было связано с Имантом Судмалисом. Рассказывалось только о том, что это классическая крестьянская баня. А потом в тексте на латышском языке добавили, что в ней собирал своих бандитов террорист Имант Судмалис.
Это классический пример переписывания и переформатирования истории Латвии. Сейчас все это Влад Богов наблюдает из Пскова, куда был вынужден бежать с семьей от преследования спецслужб Латвии. Но заниматься, хоть и косвенно, историей Латвии не перестал. Став старшим научным сотрудником Псковского музея-заповедника, Богов теперь изучает историю нацистской оккупации Псковской области. А там очень сильно наследили латыши – пособники Гитлера.
"Первая республика стала несостоятельным государством, поскольку в 1939–1940 годах она не смогла себя обеспечивать ни в военном потенциале, ни в экономическом. Почему население Латвии поддержало вход Советской армии в республику? Потому что была альтернатива: либо умереть с голоду, либо вступить в Советский Союз. Правительство Латвии, которое должно было обеспечивать успех государства, оказалось несостоятельным. Его в первую очередь интересовали идеи национализма. Именно это мы наблюдаем и сейчас в Латвии", – уверен Влад Богов.
И что первым делом сделала советская власть, когда приняла Латвию в состав Советского Союза? Влад Богов изучал этот вопрос и нашел свидетельства: людям повысили зарплату. Население Латвии, наконец, смогло выбраться из полнейшей нищеты и вздохнуть.
Сейчас большинство латвийцев снова нищенствует, все вокруг дорожает, национализм зашкаливает и перешел все возможные пределы, обращает внимание на параллели историк.
"Чем еще можно накормить народ? Патриотизмом. Вот его и кормят активно, впихивают по три ложки в час. Хорошо живут сейчас только чиновники, верхушка страны, которая берет кредиты, "пилит" военные и экономические бюджеты. Вот на мегастройке века Rail Baltica наживаются сейчас активно. А поскольку те, кто хапает, тратит деньги в том числе в Латвии, крохи с их трат достаются уже остальному населению. Думаю, что современную Латвию ждет такая же перспектива, как и Первую республику", – считает Влад Богов.