РИГА, 28 июн — Sputnik. Даже в разгар пандемии и инфляции президент оценивал работу и парламента, и правительства весьма позитивно. Мол, конечно, всегда можно лучше, но и так совсем даже неплохо… Провожая Сейм прошлого созыва, Эгилс Левитс назвал работу правящей в ту пору коалиции продуктивной. В числе достижений прошлого парламента глава государства упомянул, в частности, административную реформу и реформу портов.
Достижения оказались... ошибками
Но, как оказалось, никакой "истории успеха" нет и не было и в помине! И те достижения, о которых упоминал Левитс, на поверку оказались не достижениями, а ошибками.
Проведенная прошлым правительством административно-территориальная реформа, вопреки ожиданиям и обещаниям, вовсе не помогла ни активизировать предпринимательскую деятельность в провинции, ни привлечь инвестиции, ни улучшить качество услуг на местах… Как известно, представители "Объединенного списка" даже заговорили о проведении работ над исправлением последствий поспешной реформы. Коррекцию ожидает и реформа портов, которая явно не улучшила управляемость портами и уж точно не повысила их привлекательность у потенциальных клиентов.
Впрочем, неудавшиеся реформы территорий и портов — это мелочь в сравнении с теми проблемами, которые "внезапно проявились" уже после выборов. Если перечислить все "вскрывшиеся" проблемы, то может создаться ощущение, что прошлое правительство, да и это тоже ничем не занимались, а лишь "красиво сидели"!
Прозрение на прощание
Неожиданно прозревший перед уходом в политическое небытие президент Левитс уже заговорил о "культуре отставания" Латвии! В переводе на простой язык это означает, что мы ничего не сделали для того, чтобы увеличить экономический рост, производительность труда и чтобы система управления страной стала более эффективной. Вот только самые "горящие" из существующих проблем!
Собирают деньги, чтобы не было еще хуже
Даже "ковидная" встряска не помогла нашим властям сделать систему здравоохранения доступной для пациентов, эффективной и долгосрочной, имея в виду явный дефицит молодых медиков при постоянном увеличении среднего возраста врачей в латвийской медицине.
Только вдумайтесь: все министерства и даже независимые структуры (Госконтроль, KNAB, Конституционный суд и т. п.) должны были скрести по сусекам, чтобы срочно собрать недостающие средства на медицину. Причем средства были нужны не для улучшения медицинской помощи, а для сохранения статус-кво, то есть, чтобы вообще не обрушилась вся система государственного медобслуживания! Лишь теперь, когда оказалось, что средств на все в бюджете катастрофически не хватает, а безгранично увеличивать бюджетный дефицит Брюссель со следующего года не позволит, в Минфине заговорили о необходимости введения системы обязательного медицинского страхования. Однако до сих пор неясно, что именно хотят предложить авторы данной идеи. Увеличить за счет отчислений в Пенсионный фонд тот процент поступлений от соцналога, который направляется на медицину? Обязать людей, которые не платят соцналог, делать ежемесячные взносы на здравоохранение?
Школы есть, а учеников нет
Еще одна проблема — школы в провинции, в которых просто крайне мало учеников, что не позволяет поддерживать минимальный уровень качества обучения и платить учителям достойную зарплату. Это означает, что школы нужно оптимизировать, то есть и объединять, и закрывать, обеспечивая детей транспортом для доставки в школу в региональном центре. Об оптимизации школ политики говорят уже который год, и только сейчас наметились какие-то подвижки в этом вопросе.
А где забор?
Дальше — больше. Только сейчас политики (и то не все!) проснулись и поняли, что государство совершенно не использует потенциал наших госпредприятий, в том числе и крупных. Госпредприятия не выходят на экспортные рынки, не эмитируют акции или хотя бы часть акций в рамках своего капитала, что позволило бы привлечь инвестиции и активизировать фондовый рынок. Литва и Эстония этим уже давно занимаются!
После военного мятежа в России и возникшего риска массовой миграции из РФ, в Латвии будущий президент Ринкевичс вдруг осознал, что в нашей стране до сих пор так и не смогли построить заборы на границах с Россией и Беларусью. Вопрос "обустройства восточной границы" не решается уже лет 10, "стройки века" ведутся крайне медленно, а отдельные попытки быстро "освоить средства" уже привели даже к уголовным процессам.
История некредитования
На днях выяснилось, что прозрение наступило не только у уходящего и будущего президентов, но и у второго лица в государстве — спикера Сейма Эдвардса Смилтенса. Он заявил, что одной из наиважнейших задач правительства является кредитование домохозяйств и бизнеса. При этом спикер обмолвился, что зачастую у предпринимателей возникают даже проблемы с открытием счета в банке, уже не говоря о получении кредита.
Спрашивается: а каким это образом власти могут заставить банки выдавать рисковые кредиты? Банки не выдают кредиты вовсе не из-за "жадности", а по объективным причинам: и в силу низких доходов населения, что не позволяет просто квалифицироваться на получение кредита, и в силу проведенного "капитального ремонта финансовой системы", когда был ужесточен контроль за каждым шагом банка.
Полный назад!
"Сравнительно мы катимся назад", - констатировал Эгилс Левитс. А почему должно было быть иначе? Разве были снижены налоги, упрощена налоговая система и созданы условия для привлечения инвестиций? Разве сократились расходы на госуправление и само госуправление? Хоть одна реформа за последние 10 лет была эффективной? Все эти провалы, просчеты, бездействие и образуют, видимо, ту самую "культуру отставания", о которой и говорил пока еще глава государства Левитс.