РИГА, 24 июн — Sputnik. Левитс, в отличие от всех своих предшественников на этом посту после восстановления независимости, является юристом. Тем удивительнее, что он оказался очень пассивным президентом в сфере законотворчества. За четыре года он внес в парламент всего лишь два законопроекта и четыре проекта поправок в законы, причем три из них — мягко говоря, не очень существенные, пишет газета "Сегодня".
И вот на прощанье 20 июня Левитс, как он сам написал, в соответствии со статьей 47–й Конституции, внес законодательную инициативу. Однако нюанс в том, что сам текст законопроекта уходящий президент так и не представил.
В многостраничном письме, посвященном "политике деколонизации", глава государства подробно рассказывает депутатам, как это плохо, что в отдельных городах все еще есть улицы с неправильными названиями — "в честь деятелей царской России и в честь тех, кто служил советскому тоталитарному режиму".
Также Левитс раскрыл парламентариям глаза и на ту часть общества, которая до сих пор так и не поняла опасность и неправильность использования в Латвии русского языка.
"Одна часть нашего общества, не углубляясь, по–прежнему считает, что нас все–таки что–то связывает с Россией — например, когда выбирается русский язык в качестве второго иностранного языка в школе, или когда требуют владение русским языком на работе и т. п.
Это своего рода "мазохистская самодискриминация", корни которой следует искать в неосознанной, воспитанной советским репрессивным режимом принадлежности или как минимум в ощущениях близости к "русскому миру" — даже после 30 лет восстановления независимости Латвии", — говорится в письме президента.
Вообще–то в Латвии в том числе и на русском языке говорили и во времена Первой республики. Нынче же русский язык является родным для 37 процентов населения. При чем здесь Россия и ее концепция "русского мира"? И в чем виноваты тысячи латвийцев? В том, что их родной язык "совпадает" с тем языком, на котором говорит Путин?
Левитс в своем письме Сейму уверяет, что он инициирует закон, который мог бы называться законом "О переименовании названий, введенный в результате политики русификации и коммунистического тоталитарного режима". При этом сам текст законопроекта Левитс так и не предложил!
Это такое ноу–хау в деятельности президента — выступить с инициативой законопроекта, даже рассказать депутатам о том, что в этом законопроекте должно быть, но сам проект так и не представить.
И что теперь делать Сейму? В соответствии с Конституцией президент не имеет права давать задание парламенту.
Точнее — он может своего рода задание давать парламенту лишь в двух случаях: если он возвращает законопроект на доработку, или если президент инициирует референдум по роспуску Сейма, но в период, пока еще роспуск не случился, президент может инициировать пленарные заседания и со своей, президентской, повесткой дня. Фактически речь идет о письме парламенту, которое ни к чему парламент не обязывает.
Нет, все–таки нынешний Сейм поступил правильно, по существу отказав Левитсу в доверии, то есть в избрании на второй срок.