РИГА, 22 июн — Sputnik. Аландская конвенция запрещает любое военное присутствие на архипелаге, стратегически расположенном в Балтийском море, но это может измениться, пишет Politico.
Возле российского консульства на Аландских островах посреди Балтийского моря кипели страсти. Двадцать жителей деревни собрались с плакатами, флагами и множеством маленьких собачек, чтобы спеть песни протеста против специальной военной операции России на Украине, а также, по их словам, укрепить свою решимость перед лицом быстро ухудшающейся ситуации с безопасностью в регионе.
"Мы здесь, чтобы показать наше сочувствие к украинцам, наше отвращение к войне — и, возможно, также потому, что мы немного напуганы", — говорит Моссе Валлен, журналист на пенсии, который руководил пением.
Местные жители знают, что их острова расположены вдоль стратегически важных путей Балтийского моря, которые на протяжении всей истории привлекали внимание близлежащих военных держав.
Они обеспокоены тем, что Россия может сосредоточить свое внимание на Аландских островах, территории, милитаризация которой в настоящее время запрещена согласно международным соглашениям.
Для нового правительства Финляндии, которое, вероятно, возглавит правоцентристский депутат Петтери Орпо (Национальная коалиционная партия), вопрос о том, как лучше всего успокоить опасения аландцев, становится приоритетом политики безопасности.
Орпо отказался комментировать вопрос о демилитаризации Аландских островов, однако его однопартиец Пекка Товери, бывший глава финской разведки и военный генерал-майор, считает, что демилитаризация Аландских островов должна быть прекращена.
"Это облегчило бы нам реакцию, если это понадобится, и повысило бы безопасность аландцев и остальных из нас, если ситуация ухудшится", — сказал он финской ежедневной газете Hufvudstadsbladet в широко освещаемом интервью.
Финляндия вступила в НАТО, однако заявка Швеции пока остается без ответа. Эти страны по-разному управляют своими территориями в Балтийском море.
На Готланде, крупном шведском острове в центральной части Балтийского моря, уже размещен новый армейский полк, а парк танков стоит в недавно построенных гаражах рядом со свежевымощенными плацами у западного побережья. Но на Аландских островах, финском архипелаге из 7000 островов к северу, нет ни войск, ни военных объектов, и солдаты не могут патрулировать или проводить учения.
Балтийское море является ключевым водным путем для стран НАТО, включая Эстонию, Латвию и Литву, а также для России - на побережье моря расположены Санкт-Петербург и крупная военно-морская база в Калининграде.
Как и в случае с Готландом, контроль над Аландскими островами рассматривается как ключ к установлению военного господства над водами Балтийского моря.
Необычная стратегия Финляндии в области безопасности для Аландских островов уходит своими корнями в два ключевых международных договора, закрепляющих демилитаризованный статус архипелага. Считается, что, если острова не будут вооружены, они не подвергнутся нападению.
Однако сейчас некоторые финны хотят, чтобы их страна пересмотрела договоры, которые ограничивают их способность защищать эту часть своей страны. Год назад в ходе опроса 58% финнов заявили, что поддержат финское военное присутствие на Аландских островах.
"Я думаю, что военным нужно как минимум дать возможность тренироваться здесь, — говорит Йонас Бак, житель Аландских островов, который недавно создал добровольную ассоциацию военных резервистов, проживающих на островах. — Неправильно отказывать тем, кому, возможно, придется защищать острова во время войны, в шансе подготовиться".
В витринах культурно-исторического музея Мариехамна экспонаты рассказывают историю Аландских островов. На одной картине изображен момент в 1809 году, когда русские войска прогнали шведов по морскому льду, и Швеция потеряла Финляндию, включая Аландские острова.
В последующие годы Россия стремилась укрепить свою власть над Аландскими островами и близлежащими морскими путями, для чего построила крепость в Бомарсунде, к востоку от Мариехамна. Но во время Крымской войны 1853—1856 годов британские корабли разрушили Бомарсунд, чтобы нарушить пути снабжения русского фронта.
После заключения мира Россия согласилась не восстанавливать Бомарсунд, и в 1856 году Аландские острова были демилитаризованы в соответствии с так называемой Аландской конвенцией. После того, как Финляндия провозгласила независимость от рушащейся Российской империи в 1917 году, официальный Хельсинки пообещал продолжить действие конвенции и подписал новый договор на этот счет в 1921 году.
В течение следующего столетия идея о том, что Аландские острова должны быть свободны от войск в мирное время и нейтральны во время войны, стала ключевой частью самоидентификации островов — жители стали называть свой дом "островами мира". Местные и национальные лидеры утверждают, что ценят эту концепцию.
"Аландская конвенция была и остается силой, стабилизирующей мир для Аландских островов и, в более широкой перспективе, для региона Балтийского моря. Это не историческая реликвия", — сказал президент Финляндии Саули Ниинистё два года назад на семинаре, посвященном столетию со дня подписания 1921 года.
Но за два года, прошедшие после того, как Ниинистё произнес эту речь, климат безопасности в окружающем регионе заметно похолодел.
Российское консульство в Мариехамне, на которое, согласно соглашению между Советским Союзом и Финляндией от 1940 года, возложена официальная задача наблюдения за демилитаризацией Аландских островов, стало громоотводом для растущего отвращения местного населения к Москве: на улице установлен флагшток с украинским флагом, а также плакаты, осуждающие Россию.
Прямая онлайн-петиция о закрытии консульства на данный момент собрала около 35 000 подписей — немного больше, чем население Аландских островов, из которых только около 60 обитаемы.
В начале мая Министерство иностранных дел России пожаловалось на акты вандализма в отношении своего представительства в Мариехамне — среди прочего в здание бросили взрывоопасное шумовое устройство.
Будет ли этой антипатии к России достаточно, чтобы подтолкнуть финских лидеров к прекращению демилитаризации Аландских островов, зависит от нового правительства, которое будет сформировано в течение месяца.