РИГА, 6 июн — Sputnik. Рост затрат, сложности с отчуждением земли, как и многие другие проблемы проект замедляют. Latvijas dzelzceļš уже довольно давно находится в незавидном финансовом положении – восточное сообщение прервано, компания в основном перевозит военные грузы, летом упор делается на перевозки зерна, ведутся переговоры с партнерами в Европе и даже США о развитии транзитного бизнеса, но понятно, что этого не хватит, чтобы залатать финансовую дыру, оставленную сокращением грузов в восточном направлении.
"Нет, это невозможно компенсировать! Следует учитывать, что наша инфраструктура в первую очередь строилась в восточном направлении. Даже если бы она была в направлении с юга на север, грузы ресурсов туда не перевозятся в таком объеме, а это единственные грузы, которые полностью окупают использование инфраструктуры. Конечно, привлекая военные грузы, переводя их с автодорог на железные дороги, мы что-то компенсируем, но их меньше, и они меньше способны платить за пользование инфраструктурой", - заявил Риналдс Плявниекс, председатель правления Latvijas dzelzceļš.
В декабре даже не было ясно, удастся ли выплатить зарплату работникам за январь, а государство до сих пор должно компании обещанные финансовые "вливания".
"Тут речь про прошлый год, и задолженность государства превышает 20 миллионов", — сказал министр сообщения Янис Витенбергс.
В свою очередь, Плявниекс отметил, что в Евросоюзе нет ни одной железной дороги, которую не содержит и не финансирует государство.
Несмотря на финансовые трудности, Latvijas dzelzceļš активно участвует в амбициозном проекте Rail Baltica. Однако Рижская дума предупреждает, что установленные сроки, возможно, придется отодвинуть еще дальше.
"Сроки нужно пересматривать, потому что речь шла про 2026 год, но не похоже, что все получится так быстро. Объем работ гораздо больше, и они сложнее, много узлов, нужно больше финансирования. Мы видим, что и в Эстонии было объявлено о переносе сроков проекта на 2030 год. Очевидно, это не простой проект", — признал Вилнис Кирсис, заместитель председателя Рижской думы.
Кирсис рассказал, что рабочая группа ответственных ведомств решает проблемы отчуждения земли, завершения проектирования и непрерывности финансового потока, но череда вопросов до сих пор не решены.