Рижская дума принимает решения, которые вызывают много вопросов

Рижская дума присвоила названия трем новым улицам; но так интересно получилось, что сейчас в Риге оказалось сразу аж две улицы, посвященные одному и тому же эстонскому острову
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 4 июн — Sputnik. Рижская дума приняла решение безымянный доселе переулок на Кипсале назвать ул. Самсалас (Эзельская). Sāmsala это латышское название эстонского острова Сааремаа. Дело в том, что когда-то на Кипсале улица Самсалас была. И ничего в этом не было бы необычного. Но дело в том, что в совсем другом районе Риги – рядом с Ганибу дамбис, в 1950 году тупиковая и выходившая к заросшей ныне протоке Оттер-грабен, ул. Аренсбургас (Аренсбургская) была переименована в ул. Саремас. И теперь в Риге две улицы в честь одного острова: и Самсалас, и Саремас.
И хотя путаницу это вряд ли вызовет, но, наверное, логично было бы в таком случае улице Саремас все же вернуть ее историческое название Аренсбургас, которое она носила с 1902 по 1950 год.
Население Латвии все больше концентрируется в Риге и Рижском регионе
Также новая улица появилась в Старом городе. Небольшой отрезок между улицами Трауксмес (Набатная) и Марсталю (Конюшенная) получил название Маза Минстереяс (Малая Соборная). Такая действительно существовала недалеко от этого места в стародавние времена.
А в Зиепниеккалнсе небольшой безымянный проезд получил название ул. Реймермуйжас (Реймерсгофская). Дело в том, что до 1938 года так называлась расположенная рядом улица Мисас. Вот такое оно, колесо истории.

Все зелено кругом

Очередной эпизод в борьбе за чистый воздух намечается на улице Тербатас.
Затраты на реализацию этого проекта составят более полумиллиона евро.
Чтобы уменьшить воздействие жары в летние месяцы, на улице Тербатас предполагается создать так называемые "зеленые стены", разместить стенды с растительностью, возможно, высадить в кадках растения на крышах домов и создать "дождевые сады" – собирающие дождевую воду.
Реализация проекта намечена на 2024 год, так что нынешним летом горожанам лучше пользоваться зонтиками. Кстати, само слово "зонтик" в русском языке появилось из языков германской группы, Sonndeck – покрывало от солнца. Которое обеспечивало тень от палящих солнечных лучей, а отнюдь не для того, чтобы прятаться от дождя.
На данный момент проводится исследование, чтобы понять, какой околоток или улица столицы больше нуждается в подобном зеленом убранстве и больше всех может послужить образцом адаптации городской среды к изменениям климата. Пока грядущее лето синоптики обещали сравнительно жарким. А уж каким оно будет – какое небеса пошлют.
По наблюдениям, в жаркие летние дни в центре Риги, равно как и на ул. Тербатас, температура воздуха бывает даже на десять градусов выше, чем в среднем по городу. Но не стоит забывать, что часть околотков расположена как вдоль реки, так и рядом с Рижским заливом, там, разумеется, прохладнее, чем в местах плотной застройки центра конца XIX – начала XX века, где нагреваются и асфальт, и крыши. А зеленых пятачков не так уж и много.
Как уточнили в Рижской думе, общая стоимость проекта составляет 532 133 евро, 60% из них европейское финансирование, 30% государственное, а самоуправление покрывает 10% от стоимости проекта.

Подземные контейнеры

В столице появились первые подземные контейнеры для отходов во дворах многоквартирных домов. Проектом приехало полюбоваться столичное градоначальство.
Первыми осчастливлены контейнерами оказались Агенскалнские сосны. Там новые мусоросборники появились сразу в двух дворах.
Но вот что можно отметить: дорога, по которой тяжелые мусоросборочные машины должны будут до новых контейнеров на улице Кристапа добираться, осталась совершенно старая. С ямами. Полузасыпанная песком. Заливаемая осенью дождями и весной талыми водами, что вынуждает водителей нерукотворное озеро объезжать по газонам. А жители, выносящие мусор, обходят по газону еще больший полукруг, чтобы не запачкаться в созданной автомобилями колее.
Руководство департамента, услыхав столь печальное повествование, какие трудности жителям приходится преодолевать, направляясь к достижениям цивилизации, известило, что отправит на местность проверку, дабы убедиться в положении дел.
Что же до новых подземных контейнеров, они имеют объем от 2 до 5 кубометров. Считается, что они защищены как от осадков, так в том числе от грызунов и птиц, которые, как считается, нередко разбрасывают из них мусор.
Трусливый выпад русофобов: власти Риги избавились от памятника Пушкину
Всего по-новому планируется начать сбор мусора в 13 местах города. Стоимость создания подобной площадки оценивается в 20 тыс. евро.
По действующим ныне директивам в течение ближайших 12 лет придется в пять раз сократить объемы захороненных на полигонах отходов. Что, теоретически, могло бы быть достигнуто сортировкой мусора. Конечно, малогабаритные кухни квартир времен Никиты Сергеевича для гвардии различных пакетов с теми или иными отходами место не предусматривают. Хотя рижане, по отчётам, и стали сортировать мусор. В прошлом году жители подвергли сортировке 29% мусора. В 2021 году – только 20%. Так что рост налицо. Но вот разделять правильно на стеклянные, бумажные, пластиковые, металлические и еще отдельно биологические отходы. Это по меньшей мере шесть разных пакетов.
Компании по сбору мусора в этом году собираются установить подземные контейнеры в 100 местах столицы. В реальность подобного темпа создания подземных мусорных контейнеров пока верится с трудом.

Мусоросжигательного завода не будет. По меньшей мере пока

Ропажская краевая дума приостановила проект создания частными инвесторами мусоросжигательного завода у самой границы Риги. Окрестные жители проявили дружную инициативу, собирая подписи, рассылая петиции и проводя пикеты. Жители как аргумент приводили и экологические факторы, что деятельность такого производства может плохо повлиять на здоровье, что окрестности могут покрыться диоксидами, имеющими накопительный эффект, и проистекающими из этого экономическими факторами – стоимость их недвижимости может значительно снизиться.
Компания, инициировавшая строительство, тоже не собирается сидеть сложа руки, некоторые расходы они уже понесли, составляя планы и заказав оценку влияния на окружающую среду. И намерено проводить среди жителей разъяснительную работу, что никаких угроз здоровью нет.
Однако жители сразу заявили, что "переубедить их не удастся" и как были против, так и будут против.
Власти расположенной рядом с местом события столицы тоже однозначно высказались против создания у границы Риги мусоросжигательного завода.
По документам мусоросжигательный завод "проходил" просто как "когенерационная станция" по производству электричества. Но в качестве топлива предполагалось использовать различные отходы. И завозить их было бы возможно в объемах вплоть до 200 мусоровозов в день.

Обмен мостом

Рижская дума и Управление свободного порта "обменялись" объектом, который необходимо построить. Город у порта берет на себя создание моста с улицы Твайка на Кундзиньсалу, перенимая при этом и выделенное на строительство финансирование. Изначально оно оценивалось в 40 млн евро, из которых европейские фонды собирались выделить почти 25 миллионов. Однако прошлым летом выяснилось, что из-за инфляции стройка может подорожать на 16 миллионов. Компания, чье предложение оказалось самым дешевым, не стала браться за объект, понимая, что в смету уложиться уже не сможет. А порт не сможет добавить 16 миллионов на строительство, так как экономические показатели "морских ворот столицы" в данное время явно не самые блестящие. Получается, что столица сможет где-то изыскать необходимые средства… Так или иначе, чтобы грузовой транспорт Восточной магистрали перенаправить в порт, без этого моста, по заверениям руководства столицы, обойтись не получится.

Водоканал ищет члена правления

Муниципальное предприятие "Ригас уденс" сообщило, что ищет члена правления, который должен будет отвечать за разработку и воплощение стратегии, корпоративного управления предприятием, командами и вовлеченными сторонами.
Студенты из Риги собираются запустить ракету на высоту 40 км
От кандидата требуется знание латышского языка на уровне С1, английского – на уровне В2, а также стратегическое видение и возможность руководить изменениями, высшее образование и соответствующий опыт деятельности (в течение предыдущих 10 лет). Жалование предлагается в размере 2700 евро в месяц до уплаты налогов. Тут, наверное, можно напомнить, что за благополучие предприятия отвечают все члены его правления солидарно и всем своим имуществом.

Затор по пути домой

На Даугавгривском шоссе в ожидании разгрузки скапливаются длинные очереди грузовых автомобилей. Шоссе и без того узкое, поэтому безопасности движения вереница ожидающих лесовозов не прибавляет.
По словам местных жителей, лесовозы появляются утром и стоят до вечера. Зафиксированы случаи, когда вереница лесовозов достигала протяженности двух километров.
Сейчас, разобрав жалобы от жителей, от предприятия "Ригас сатиксме", у которого из-за пробок на Даугавгривском шоссе опаздывают автобусы, ответственные структуры решили действовать. Как стало понятно, сначала водителей грузовиков собираются начать штрафовать. Но пока не совсем понятно за что, если водители должны соблюдать европейские директивы о труде и отдыхе, то хочешь – не хочешь, а глуши мотор и отдыхай "директивой положенное".
Департамент сообщения и завод пока не могут прийти к соглашению о строительстве парковки для грузовиков. Так как место для отстоя может быть расположено на муниципальной земле, предприятие готово возвести его за свои средства, но с одним условием – получить эту парковку со всей территорией в свою частную собственность.
Оказалось, что на предприятии разработана электронная очередь, и каждый водитель знает, во сколько он должен подъехать. Но водители, зная, что и на дорогах страны, и на столичных улицах пробки – обычное дело, стремятся приехать "лучше раньше, чем позже", а потом уже ни о чем не беспокоясь стоять в очереди.
"Волшебной палочки", одним взмахом которой можно было бы решить проблему, по мнению специалистов, не существует. В ближайших планах расширение Даугавгривского шоссе не значится, в планах у города нет также идеи за муниципальный счет строить отстойник для лесовозов, а требование передать в собственность предприятию землю под устройство парковки – это создание прецедента. Потом таких желающих может оказаться немало. Есть ли юридические пути? Есть, но это судебные тяжбы, которые длятся годами и вереницу грузовиков явно не уменьшают.
Пушкина убрать, и всё: мэр Риги заявил о победе в войне с памятниками
А такие пробки, которые объяли весь город на прошлой неделе, давно не случались. Очередное ограничение движения из-за строительства "Рейл Балтика", на сей раз на ул. Лачплеша, оказалось той "последней каплей", которая практически парализовала не только центр, но и оба берега между Вантовым и Островным мостами. Строители грозились сегодня-завтра основные работы закончить и для проезда под железной дорогой на ул. Лачплеша ограничения снять. Но получится у них или нет, можно будет увидеть, лишь когда этот номер газеты будет в руках у читателей. Заторы само по себе это не отменит, так как строительство "Рейл Балтика" должно происходить не только в центре города, но и вдоль всей линии. Когда строители дойдут до запланированных сносов мостов на улицах Бривземниека, Торнякална и Алтонавас, пока не совсем понятно, так как создание железной дороги отстает от ранее озвученных графиков.