РИГА, 1 июн — Sputnik, Алексей Стефанов. С литовским активистом, противником действующей власти Антанасом Кандротасом мы встречались у него дома под Каунасом в октябре 2021 года. В середине февраля 2022-го договорились встретиться снова, но, когда до Каунаса мне оставалось доехать всего ничего, позвонила супруга Антанаса и сообщила, что мужа этапировали в тюрьму.
Получилось, что забрали его за несколько дней до начала СВО, а выпустили на свободу пару месяцев назад. Казалось бы, в тюрьме по выдуманному обвинению он провел чуть больше года, но как будто вернулся в другую страну. В этой стране на каждом шагу висят украинские флаги, президент оказался лжецом, скрыв свое членство в КПСС, Сейм может вот-вот распуститься, летят головы министров, и, возможно, после саммита НАТО уйдет в отставку премьер.
Что же сейчас происходит в Литве и чем все может закончиться? Поговорили об этом с Антанасом Кандротасом.
Власть отрабатывает западную повестку
"Очевидно одно – правительство даже не скрывает, что отрабатывает заказы западных хозяев. Народ ужасно страдает – воровство происходит буквально на глазах. Вот сейчас готовится саммит НАТО, который пройдет в июле. Воруют открыто. Например, последний скандал – компании одного активиста отдали контракт за 2 млн евро, чтобы он смог арендовать мобильную телевизионную станцию, хотя у нас есть государственное телевидение, и оно имеет такую технику. Но нет – они арендуют за 2 миллиона", –возмущается Антанас.
Также для саммита будут арендованы автомобили на два дня, чтобы катать чиновников, за 13 тысяч евро одна единица, продолжает активист. А это практически половина стоимости такой новой машины. И все на глазах, и все молчат.
"Есть такой активист Тапинас, он собирал деньги на Bayraktar для Украины. Сейчас его спрашивают: где этот Bayraktar? Но это ладно. Тапинас начал охоту на своих. Из-за него отстранили министра образования. Якобы они когда-то безотчетно брали деньги. Мэр Каунаса так и сказал: были такие правила, мы и брали. Хотя на его счету несколько миллионов, он богатый человек, но ему все было мало. И это даже не скрывается", – поражается Кандротас.
Также жителей Литвы беспокоит, что им навязывают пропаганду ЛГБТ, хотят узаконить однополые браки. И снова власти даже не пытаются скрывать, что тем самым отрабатывают западную повестку. "Одна депутат от правящей партии вышла на трибуну и сказала, что если мы этого не сделаем, НАТО нас не поймет и будет плохо защищать", – привел он пример.
"Но одна журналистка написала Столтенбергу на имейл и спросила: как НАТО связано с ЛГБТ? И ей ответили: это ваше внутреннее дело, нас не касается. А депутат публично такое заявила. Или вот с законом по ЛГБТ как "красиво" вышло: вначале сказали, что он будет обсуждаться на следующий день. Люди начали звонить депутатам, активисты – записывать видеоролики. После этого вечером сказали, что завтра закон все-таки обсуждаться не будет. И что вы думаете: в восемь часов утра этот проект закона поднимается и, естественно, принимается", – рассказывает собеседник.
Он добавляет, что в это же время независимые опросы показывают, что 90% жителей Литвы против ЛГБТ-идеологии. И даже заказанный правительством опрос говорит о том, что у нас 80% противников радужной повестки. Но власти все равно делают по-своему, выполняют заказ своих хозяев.
Сел в одной стране, вышел в другой
"Я вышел из тюрьмы и не могу понять, в какой стране нахожусь: на улице больше украинских флагов, чем наших, литовских. Все изменилось только в худшую сторону", – описывает свои впечатления Кандротас после освобождения.
До этого власти раскололи общество, когда пытались насильно ввести паспорта вакцинации, поясняет он. Не разрешали непривитым людям заходить в магазины, увольняли с работы.
"Я много с кем общаюсь, и мы провели параллель – то же самое творилось в Литве во время Второй мировой войны с еврейским народом. В основном лозунги и правила были такими же. Мы нашли старые документы, объявления городских советов, в которых было написано, что евреи должны ходить по определенной стороне тротуара, что евреи переносят болезни. Мы знаем, какие звезды они носили. А разве ковидный паспорт – это не такие же звезды?"– говорит Кандротас.
"Литва – маленькая страна, "мы болезненно реагируем, когда большой обижает маленького, и украинский нарратив народ очень красиво скушал, когда его принесли на тарелке, но у людей сейчас появились большие сомнения", – продолжает Кандротас. Потому что в Литве теперь все для украинцев, а для своих – ничего.
"Почему для украинцев, например, все музеи бесплатные? Я прихожу с детьми в старый замок Тракай, плачу за посещение деньги, а украинцам вход бесплатный. Даже вот до такой степени. Позвали этот народ пожить, а выселить из дома стало невозможно. Последнее, что разозлило, – у нас огромная рецессия, предприятия закрываются. Каждый день десятками, даже сотнями увольняют работников. Каждый день кто-то становится банкротом. По сравнению с прошлым годом число банкротств увеличилось в два-три раза. Бизнесы и промышленность закрываются на глазах. И что вы думаете, чиновники звонят предпринимателям, которые имеют компании, и говорят: увольняйте литовцев, берите на работу украинцев – вам от государства будет компенсация до 700 евро или 70% его зарплаты будет платить государство", – возмущается политик и бизнесмен.
Кандротас не понимает, что произошло всего за полтора года. То ли литовская земля полностью продана, то ли ее решили выделить для украинцев, а литовцы сами уйдут. И в довершение этого на литовской земле строится все больше военных баз, на что выделяются громадные суммы.
"Практически ни на что денег нет, а на все, что связано с войной и на войну, на вооружение – безлимит. Неясно, это наши деньги или со стороны их дают, но идет подготовка. 99,9% жителей не хотят войны на литовской земле, а политики, видимо, хотят", – уверен Кандротас.
А еще в стране не осталось местных СМИ, все принадлежат иностранному капиталу. И единственная вроде бы литовская передача "Доброе утро" на Литовском телевидении – это только новости про Украину, Зеленского, о том, что там происходит. Практически ни слова про Литву. "А мне интересно, что у меня в стране происходит", – уточняет политик.
Он оговаривается, конечно, нельзя сказать, что литовцы при этом выступают за Россию – умы обрабатывали слишком долго, 30 лет насаждали русофобию. Не дай бог неправильно ответить на вопрос "Чей Крым?", со света сживут. И тем не менее в Литве много тех, кто ничего не имеет против большого соседа, но вынужден молчать.
Уйдешь из политики, дело закроем
Уже несколько лет Антанас Кандротас ведет активную политическую деятельность. В августе 2021 года, когда у Сейма Литвы происходили самые крупные за последние годы протесты, он был среди организаторов и в то же время выполнял роль буфера между протестующим и полицией. Не давал митингу перерасти в беспорядки. И вполне справлялся с задачей. Пока к вечеру спецназ не устроил провокацию и не начался силовой разгон.
Но формально Антанаса посадили не за политическую деятельность, а по экономической статье. Хотя по делу о беспорядках в августе 21-го он также проходит.
"Я свои активы из Литвы вывел давно, потому что, если ты что-то не так сказал публично или даже не пляшешь под дудку местных структур, оставят без всего, – говорит он. – Если ты против системы или отказываешься системе платить, она начинает возле тебя возбуждать дела, чтобы ты рассчитался и больше так не делал", – пояснил бизнесмен.
Кандротас рассказал, что скупает разные бизнесы, предприятия, у него большая сеть. Он помогает получать субсидии из еврофондов.
"Пока меня никто не знал, все было спокойно. Но после того, как я стал публично выступать, власти подняли все документы за последние 10 лет, в которых фигурировала моя фамилия или где я проходил свидетелем по экономическим делам – какой-то бизнес купил, а он закрылся, или, наоборот, где продавал что-то, или что-то было связано с субсидиями Евросоюза. И вместо свидетеля сделали из меня подозреваемого", – рассказывает суть обвинения Антанас.
Бизнесмена предупредили: "уйдешь из политики, дело закроем". Но Кандротас не стал идти на уступки. Говорит, не мог спокойно смотреть на то, как закрываются небольшие предприятия и маленькие магазины, и в итоге оказался в тюрьме. Прокурор просил для Кандротаса шесть с половиной лет, суд дал 10 месяцев реальной тюрьмы. Хотя доказательств в деле не было.
К этому сроку приплюсовали год, который Кандротас получил условно по другой экономической статье за три года до этого. Знакомый попросил помочь взять кредит, Антанас сказал, что этим не занимается, но знает брокера – и свел их. Всем дали условные сроки, хотя человек даже не взял кредит.
Антанас говорит, что добавили этот год власти сознательно – если бы срок был меньше года, то по литовским законам в тюремном учреждении ему пришлось бы только спать, а днем можно было жить обычной жизнью: ходить на работу, видеться с семьей.
"Когда я уже сидел, мы подали протест в Верховный суд. И спустя год и месяц он рассмотрел мое дело, обнаружив 32 грубых нарушения. Принял решение – немедленно меня отпустить. Но я уже не хотел, чтобы меня отпускали, глядя судье в глаза, сказал: не надо, я все равно буду подавать иск в Европейский суд по правам человека. Год с лишним уже отсидел, за полгода ничего не изменится. Но меня отпустили. Уж не знаю, сами приняли решение или пришел приказ от зарубежного хозяина", – говорит Кандротас.
Мы слишком маленькие, чтобы с кем-то ссориться
"Сейчас я создаю свою политическую партию. С другими хотел сотрудничать, свои активы готов был отдать, но все как-то неясно себя ведут. У нас по закону надо набрать 2000 членов, за пять дней я собрал почти 50% – поддержка огромная. Некоторые маленькие движения два года назад начали создаваться и набрали только по 500 человек. Так что успех и Бог со мной", – говорит о планах Кандротас.
Любопытное совпадение: вскоре после досрочного освобождения Антанаса из тюрьмы в Литве прогремел скандал. Оказалось, что практически на закате советской власти нынешний президент Литвы Гитанас Науседа вступил в компартию СССР. Явно планировал идти по другой карьерной лестнице. А после обретения Литвой независимости этот факт скрыл. Если бы не вымарал этот факт из своей биографии, то не смог бы баллотироваться в президенты.
По сути, Науседа сам должен был сложить с себя полномочия, но он не захотел прощаться с креслом. У многих возникли вопросы. Кандротаса давно называют народным президентом Литвы. И наверняка, если бы сейчас состоялись выборы, граждане Литвы могли бы за него проголосовать. Может, это простое совпадение – Кандротаса выпускают из тюрьмы, а Науседа тут же садится в лужу. А может, и нет.
"Этот вопрос – меня в президенты – обсуждается, честно скажу. Пока решения нет. Я бы хотел все-таки, чтобы политики шли в политику, а предприниматели зарабатывали деньги. Но получается, что у нас политики лезут в бизнес: акцизы и налоги подняли, на полном серьезе стали говорить, как хорошо, что все теперь будут заправляться более дешевым бензином в Польше, а у нас будет чистый воздух. Так что получается: теперь бизнесменам нужно брать власть в свои руки", – считает собеседник.
Кандротас говорит, что даст ответ по вопросу выдвижения в президенты в ближайшее время. Если настоящий лидер так и не найдется, то почему бы и не принять участие в президентской гонке, говорит он. Правда, "семья против – все понимают, почему я в тюрьме сидел, второй раз жена остаться одна с двумя детьми не хочет".
По плану, вначале в Литве пройдут выборы президента, потом в Европарламент и в заключение – в Сейм. Но сейчас как никогда реален роспуск парламента. Однако Кандротас выступает против роспуска. Он уверен, что вся эта возня затеяна нарочно – рейтинги у политиков настолько низкие, даже нулевые, что спасти их на следующих выборах может только роспуск. За оставшийся год новые депутаты не успеют ничего сделать, не смогут исправить ситуацию, и тогда у старых политиков появится шанс все свалить на них и снова попасть в Сейм.
"Они через год придут к власти как спасители. Поэтому народ, все активисты говорят: "Нет! Вы за 30 лет уже столько всего тут натворили. Давайте мы уже этот годик подождем, подготовимся, и тогда все будет ясно. Так что будем создавать свою партию и работать. Наша цель – выступить за литовский народ и помириться с соседями. Мы слишком маленькие, чтобы с кем-то ссориться. Мы за то, чтобы дружить", – говорит Антанас Кандротас.