РИГА, 23 мая — Sputnik. Что же пошло не так, задается вопросом газета "Сегодня". Ведь даже по налоговым ставкам Латвия плюс-минус старалась держаться вместе с Литвой и Эстонией, чтобы не уступать в конкурентной борьбе.
На самом деле причин несколько, и самое обидное в какой-то степени, что правящие и лично премьер обо всех этих причинах знают! Вот только несколько основных причин.
Первая причина. Налоговая система все-таки значительно уступает по эффективности, по крайней мере эстонской. Налоговая система должна быть проще, налоги на труд ниже, чтобы стимулировать и работодателей, и работников трудиться "всветлую". Примечательно, что сейчас Минэкономики готовит свои предложения по упрощению налоговой системы для малого бизнеса (микропредприятий). Конечно, лучше позже, чем никогда, но делать это нужно было еще во время ковида.
Еще прошлое правительство Кариньша носилось с идеей диверсификации подоходного налога с населения. А именно: половина из 80% подоходного налога, который направляется в самоуправление, идет по декларированному месту жительства, а половина – по месту работы. Это повысит заинтересованность многих самоуправлений в стимулировании создания рабочих мест. Иначе у нас скоро "спальных" районов будет больше, чем тех мест, где люди работают. Именно такое разделение подоходного налога с населения будет справедливым прежде всего по отношению к Риге, где нет дефицита в рабочих местах, но миллионы евро от работающих в столице уходят не в бюджет Риги, а в бюджет других муниципалитетов, откуда в Ригу и приезжают люди на работу. А потом Ригу "доят" еще раз, забирая более 100 миллионов в фонд выравнивания!
Вторая причина. Дефицит электричества, что вынуждает его импортировать, причем по высокой цене. К тому же повышается зависимость от бирж. Высокие цены на энергоносители, ясное дело, повышает себестоимость продукции и делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке.
Третья причина. Огромные административные расходы – в том числе на содержание госуправления. За последние 5-6 лет власти "осмелились" сократить только 6% клерков и плюс убрать длительно незаполняющиеся вакансии. Правда, в последние годы количество штатных мест в госуправлении даже выросло! Хотя очевидно, что такое количество жителей, особенно с учетом критически малого количества работающих в частном секторе, уже не в состоянии прокормить огромный управленческий аппарат. Это относится не только к госуправлению, но и к муниципальному чиновничеству тоже.
Четвертая причина. Явная нехватка рабочей силы – как квалифицированной, так и неквалифицированной.
Пятая причина. Большой удельный вес теневой экономики, что тоже в значительной степени связано с неэффективной налоговой системой и нереформированной налоговой службой.
Шестая причина. Слишком незначительная часть в структуре латвийской экономики промышленности.
Конечно, добавим к этому и геополитические потрясения и последствия ковида. Хотя это уж точно "не эксклюзивные" причины – Литва и Эстония находятся в таком же положении. "Разве в Эстонии был другой ковид?!" – риторически спрашивал премьера один из оппозиционных депутатов.
Коронный вопрос: что же делать? Реформировать СГД, делая действительно акцент на консультации, а не на штрафы и проверки. Делать саму налоговую систему более эластичной, снижать, а не увеличивать некоторые налоговые ставки.
Сокращение и еще раз сокращение
Понятно, что без масштабных сокращений чиновников в государственном и муниципальном управлении не обойтись. Эксперты говорят о необходимости сокращать госуправление аж на 30%.
Но будем реалистами: если бы удалось добиться хотя бы сокращений в пределах 10–12%, то это уже была бы сенсация. Тогда, глядишь, нашлись бы деньги и на медицину.
Даешь свое электричество!
Что касается энергоресурсов, то здесь, справедливости ради, признаем, есть позитивные подвижки. И госпредприятия, и коммерсанты в сфере электроэнергии вкладывают силы и средства в альтернативные источники энергии (солнечные панели, ветряные генераторы и т. п.).
Понятно, что дефицит электричества в почти 30 процентов так быстро устранить не удастся, но, по прогнозам, уменьшить импорт электричества до минимума можно будет уже в ближайшие 3–5 лет.
Приезд трудовых гостей неизбежен
Если же мы говорим о трудовых ресурсах, то здесь реальный выход, конечно же, не в повышении пенсионного возраста и даже не в реформе пенсий по выслуге лет, которая если и даст эффект, то через лет 10, и то незначительный. Выход оперативный – это либерализация миграционного законодательства. Увы, но при таком количестве жителей страны и с учетом критически малого количества работающих (880 тысяч) без гастарбайтеров не обойтись. Не будет трудовой миграции – не будет ни роста экономики, ни ее трансформации. Это понимает и премьер.
И еще, конечно, экономике нужна свежая кровь в виде активного банковского кредитования под небольшие проценты, в виде привлечения иностранных инвестиций. Для привлечения инвесторов, что называется, все средства хороши – даже и предложение премьера о выводе части акций капитала госпредприятий на биржу.
Чтобы пар не ушел в свисток
В общем, надо использовать все, чтобы растрясти это болото и чтобы экономика начала активно работать. Пока дальше разговоров правительство и Сейм в этом направлении никуда не продвинулись. Энергия уходит на решение каких-то второстепенных вопросов!
Если в этом году не принять решительных мер, то вместо рывка нас ждет усиление застоя и угроза оказаться уже не на пятом месте с конца по экономическому развитию, а на первом и втором месте с конца…