РИГА, 16 апр — Sputnik. По результатам централизованных школьных экзаменов и вступительных собеседований нельзя сразу достоверно понять, насколько хорошо абитуриенты владеют латышским. Проблемы всплывают уже в процессе учебы. Но у вузов достаточно автономии, и они могут ввести более жесткие критерии отбора для поступающих, считают в Министерстве образования, пишет Lsm.lv.
В этом году из Рижского университета имени Страдыня (RSU) пришлось отчислить пятерых студентов именно из-за недостаточного владения латышским. В других вузах наблюдаются аналогичные проблемы. Декан факультета фармацевтики RSU, профессор Даце Бандере пояснила, что отчисляют студентов за неуспеваемость — но неуспеваемость-то возникает потому, что они плохо владеют латышским. Студенты поступают в университет по итогам централизованных экзаменов. Их проблемы с латышским выявляются постепенно:
"Приходим к выводу, что студент не понимает вопросы, не может ответить, проблемы с лабораторными работами и пониманием заданий, что приводит к неуспеваемости. Причина исключения — плохие оценки. Все пятеро отчисленных студентов — из школ нацменьшинств, они пришли с очень хорошими знаниями по точным наукам, на которые в обучении делается упор".
Такая тенденция в высших школах наблюдается последние три года, и ситуация лишь ухудшается, прозвучало в передаче Ģimenes studija ("Семейная студия"). Среди студентов очень многие — с блестящим латышским, еще многие вполне способны язык подтянуть. Возможно, косвенной причиной плохих языковых компетенций у остальных стала пандемия COVID-19. В основном средние школы, откуда приходят поступать — рижские. В RSU проблемы с латышским имеются у студентов на многих программах, и неуспевающих приходится отчислять.
Профессор факультета психологии и искусства ЛУ, ведущий научный сотрудник Института латышского языка Анна Вулане рассказала, что у нее учатся студенты и из школ нацменьшинств, но в основном все же те, для кого латышский — родной язык. Картина схода с той, что в RSU: есть студенты, которые отлично владеют латышским, для других же недостаточный уровень владения языком тормозит выполнение различных теоретических и практических работ. По наблюдению Вулане, общий уровень латышского среди студентов становится ниже — это отголосок пандемии, последствия отношения к учебе в школе, того, как организован школьный учебный процесс.
При поступлении в вузы проводятся собеседования с абитуриентами, и бывают случаи, когда поступающий не может изъясниться на латышском, но еще часто бывает так, что знания у выпускника средней школы — хорошие, и это дает надежду, что он освоит вузовскую программу, однако, взявшись за научную литературу, молодой человек не справляется с учебой, пояснил Вулане.
Прием в высшие школы проводится по итогам централизованных экзаменов. И бывает, что отметки в аттестате зрелости у студента хорошие, и в зачетке — неважные, потому что в вузе требуется другой, более высокий уровень. Бюджетные места занимают те, у кого хорошие аттестаты, говорит ведущий научный сотрудник факультета социальных наук ЛУ, завотделом коммуникационных наук Марита Зитмане. На практике знания латышского языка в многих хромают, даже у тех, для кого он — родной. Такие студенты меньше участвуют в учебном процессе, они неактивны. Масштабы языковых проблем обнаруживаются, когда им настает пора писать более крупные научные работы. "Мы боремся с не сделанной до конца работой средней школы", — считает Зитмане.
Но правила приема — это вопрос автономии высших школ, заявила замдиректора департамента Минобразования по высшему образованию, науке и инновациям Даце Янсоне.
"Высшие школы могут определить критерии поступления и требования", — подчеркнула она.
Позиция МОН такова: более жесткие требования вузы могут выдвинуть для абитуриентов и по языку. Именно вуз ответствен за качество обучения. В Латвии большой отсев студентов, и министерство думает о возможных инструментах, а также призывает вузы выдвинуть критерии, которые помогут уменьшить отсев именно уже в процессе учебы.