РИГА, 6 апр — Sputnik. Сейм Латвии 5 апреля принял в первом чтении пакет из трех законопроектов, которые существенно расширяют возможности поставить гриф "секретно" на информацию, ограничив к ней доступ широкой публике.
Парламент присвоил законопроектам срочность, несмотря на громкие возражения Латвийской ассоциации журналистов и негосударственных организаций.
Во вторник, 4 апреля, комиссия Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции поддержала поправки к законам "О государственной тайне", "Об открытости информации" и Уголовному закону, которые предусматривают расширение включаемой в государственную тайну информации.
Сейчас закон "О государственной тайне" предусматривает, что сведения, составляющие гостайну, подразделяются по степени важности на совершенно секретные, секретные и конфиденциальные (классифицированные) сведения. Новая редакция законопроекта вводит другую категорию секретной информации — "для служебных целей". Такие данные должны будут храниться в секрете три года.
В свою очередь, поправки к закону "Об открытости информации" исключают статью, которая определяет, что служебная информация является информацией ограниченного доступа, а также дефиницию информации для служебных целей как таковую. В дальнейшем определять, что такое информация для служебных целей, будет уже не закон, а правила кабинета министров. Правила, соответственно, утверждает правительство, в котором состоят представители только коалиционных партий, Сейм, и соответственно, оппозиция исключаются из процесса принятия решений.
Поправки к Уголовному закону оговаривают ответственность должностных лиц за разглашение секретной информации в контексте новой классификации данных, не подлежащих разглашению.
Гостайной может стать любая информация
Уже вечером во вторник, 4 апреля, шум в связи с поправками подняли Латвийская ассоциация журналистов и негосударственные организации.
Директор исследовательского центра Providus Ивета Кажока пояснила, что фактически поправки открывают возможность засекретить любую информацию: "В данном конкретном случае изменения в законе открывают возможность отнесения к гостайне любых сведений учреждения, разглашение или раскрытые которых может создать риск для полноценного осуществления функций учреждения, следовательно, для чего бы то ни было, что учреждение посчитает таким риском".
В своей речи в Сейме депутат Янис Домбрава (Национальное объединение) признал, что "ответственность за уровни классификации (секретной информации — ред.) лежит на главе каждого учреждения, информация которого засекречена. Да, в некоторых случаях были вопросы от руководителей многих учреждений, даже от министров: почему та или иная информация, которая фактически находится в открытом доступе, относится к категории ограниченного доступа или информации для служебных нужд. Но ответственность за то, как они выполняют эту работу, а также за теми, кто контролирует эту деятельность, лежит на руководителях учреждений. Поэтому я не вижу никаких проблем с продвижением этих поправок".
Срочный законопроект
Пакет из трех законопроектов, связанных с гостайной, был внесен на рассмотрение Сейма утром в среду, 5 апреля. Всего за полчаса парламент успел включить законопроекты в повестку дня, присвоил им срочность, а также утвердил в первом чтении. Присвоение срочности означает, что законопроекты рассматриваются не в трех, а в двух чтениях.
Депутат Янис Домбрава (Национальное объединение), докладчик по всем трем законопроектам, заявил, что срок подачи поправок составит всего один час. "Не соответствует современной геополитической ситуации", — так аргументировал необходимость внесения в законодательство поправок Домбрава.
Против срочного рассмотрения законопроектов возражал депутат от оппозиционных "Прогрессивных" Атис Швинка. "Аргументы, почему нужна такая большая срочность, тоже звучали очень странно", — признал с трибуны Швинка. В своей речи он упомянул о том, что сначала была идея дать на подачу поправок всего 10 минут (потом срок подачи поправок удлинили до одного часа). По словам Швинки, звучали версии — что, мол, если дать много времени, то "сумасшедшая оппозиция" подаст много предложений. Депутат от "Прогрессивных" отметил, что у ответственной комиссии не нашлось времени выслушать мнение негосударственных организаций — Delna, Providus, Латвийской ассоциации журналистов. В то же время Швинка в своей речи неоднократно подчеркивал, что не ставит под сомнение ни компетентность спецслужб, ни соображения национальной безопасности.
Швинке парировал Домбрава: "По поводу участия негосударственных организаций в разработке различных законопроектов. Да, это всегда очень хорошая практика, если та или иная НГО может участвовать в разработке закона. Но я критически отношусь к этой формулировке в самом широком значении, потому что не знаю, понравилось бы господину Швинке, чтобы, например, Лиепайская русская община или Конгресс неграждан (негосударственные организации) участвовали в обсуждении этих законопроектов".
По словам Домбравы, срочность продиктована геополитической ситуацией. "Мы видим, как значительно активизировалась деятельность российских спецслужб, а также деятельность спецслужб других недружественных стран Европы. Мы можем, конечно, игнорировать все эти события и продвигать вперед по медленной процедуре один, второй, третий вопрос, но, на мой взгляд, эти условия требуют динамичных действий. Динамичных действий по защите информации не только нашей страны, но и всего НАТО", — завершил речь Домбрава.
Итог — законопроекты утверждены в первом чтении
Законопроектам подавляющим большинством голосов (74 — "за", против были только 7 депутатов от "Прогрессивных") была присвоена срочность. В первом чтении законопроекты были приняты при поддержке более чем 80 депутатов, никто не голосовал против. Впереди — второе, окончательное чтение.