Никакие запреты не помогут: продавцы алкоголя в Латвии уверены в своих клиентах

Представители алкогольной и рекламной индустрии ставят под сомнение план по ограничению рекламы алкоголя
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 21 мар — Sputnik. Сегодня в правительстве планируется рассмотрение поправок в закон об обращении алкогольной продукции и закон об электронных СМИ, которые предусматривают установление ограничений на рекламу цен алкогольной продукции и скидок в печатных СМИ, кинотеатрах, электронной почте и интернете, ограничение мер по увеличению сбыта в торговых точках, например, оптовые скидки "покупай больше, плати меньше" и различные распродажи, также планируется запрет на рекламу пива и вина с ценами или скидками на телевидении и радио. Кроме того, предполагается принять решение о том, что на этикетке должна присутствовать информация о составе и пищевой ценности алкогольных напитков, также должна использоваться пиктограмма, предостерегающая от употребления алкоголя во время беременности и во время вождения.
Наряду с потреблением алкоголя в Латвии растет его контрабанда
Латвийская ассоциация алкогольной промышленности считает, что подготовленные Минздравом поправки, направленные на ограничение рекламы скидок и акций алкогольных напитков, носят формальный характер и их легко обойти. Латвийская ассоциация рекламы также задается вопросом, позволят ли изменения в законе достичь цели – снизить потребление алкоголя в Латвии, ведь по этому показателю страна занимает нелестное первое место в Евросоюзе.
Давис Витолс, исполнительный директор Латвийской ассоциации алкогольной промышленности, выразил сомнение, считает ли сам Минздрав, что эти поправки что-то улучшат. Насколько ему известно, подобные ограничения в Эстонии и Литве не имели особого смысла. Например, по статистике, потребление алкоголя в Литве уменьшилось, но отчасти дело в том, что литовцы часто покупают алкоголь в Польше и Латвии, где он намного дешевле.
В принципе, не возражая против намерения сообщать о пищевой ценности напитка, Витолс все же раскритиковал требование изменить информацию на этикетке, - таким образом Латвия излишне пытается обогнать Евросоюз, где продолжается работа над едиными требованиями к маркировке.
Он также раскритиковал намерение запретить рекламу цены или скидок на алкогольные напитки. "Новые покупатели должны иметь возможность посмотреть цены в интернет-магазине", - считает Витолс.
Байба Лиепиня, председатель правления Латвийской ассоциации рекламы, также подчеркнула, что изначально планировалось вообще запретить рекламу цен и скидок на алкоголь, но теперь она по-прежнему будет разрешена в розничных магазинах и в интернет-магазинах.
Алкоголь везут как "кухонную утварь": бизнес ищет пути обхода антироссийских санкций
Лиепиня считает, что подобное решение не позволит достичь поставленной цели: "Реклама просто концентрируется возле кассы. Ясно, что размещать информацию о скидках ближе к месту покупки, очень эффективно, поэтому мы против такого решения". Для сравнения Лиепиня упомянула Литву, где ограничения на рекламу алкоголя еще строже, но потребление в последние три - четыре года только растет.
Латвия потребляет больше всего алкоголя в Евросоюзе. Данные ОЭСР показывают, что абсолютное потребление алкоголя на одного жителя в возрасте от 15 лет составляет более 12 литров в год. Министерство здравоохранения подсчитало, что в 2021 году прямые расходы на вред, нанесенный алкоголем в сфере здравоохранения, в Латвии составили 56,6 млн евро.