РИГА, 28 фев — Sputnik. Только за январь этого года мошенники выманили у клиентов четырех крупнейших банков: Swedbank, SEB, Citadele и Luminor почти миллион евро. Мошенники постоянно меняют тактику и придумывают новые способы выманить деньги, рассказывает передача "Сегодня вечером" на Rus.LSM.lv
Примерно половина суммы пришлась на телефонных мошенников, которые выдавали себя за представителей банков, работников полиции или других ведомств. Иногда мошенники звонят и обращаются к потенциальной жертве по имени.
Специалисты говорят, что часто мы предоставляем им свои данные сами. Для этого жулики могут организовать "лотерею" или даже "раздачу денег", и люди, чтобы получить там что-то, сообщают свой номер телефона, имя-фамилию и др.
Однако, имея эти данные, просто так деньги со счета не снимешь: нужно зайти в интернет-банк, а для этого нужно подтвердить вход с помощью Smart-ID. Поэтому мошенники часто выдают себя за работников банка и пугают, что кто-то пытается снять с вашего счета деньги.
"Они звонят, говорят: "Боже, боже, сейчас будет плохо!" Клиент паникует. Ему говорят: не проблема, сейчас мы всё сделаем, от вас нужно подтверждение через Smart-ID — мне надо, чтобы вы этот код ввели. Мошенник на самом деле в это время вводит ваш код клиента, логинится вместо вас, входит в интернет-банк. И он видит сколько у вас денег на счету и просто говорит: "Сейчас будем блокировать, подтверждайте Smart-ID-два". И что вы делаете, подтверждая? Вы подтверждаете перевод ваших денег", — рассказывает представитель Swedbank Янис Кропс.
В случае реальной угрозы настоящие сотрудники банка сначала блокируют счет и только потом информируют клиента. Они никогда не будут сами звонить клиенту и при этом просить назвать номер карты или подтвердить что-то с помощью Smart-ID! Но напуганный мошенниками человек может просто не понимать этого.
"Он слишком шокирован, что сейчас его деньги кто-то украдет. В результате его действительно обкрадывают", — говорит он.
Стать жертвой мошенников можно и в случае, если вы не вводите сайт банка в адресной строке, а ищите его через поисковик, поскольку еще один способ получить доступ к интернет-банку – создать сайт-двойник официальной домашней страницы банка.
"Это очень опасно, потому что человек заходит в Google, запускает поиск банка, видит первый линк, который сделали мошенники, заходит туда и оставляет там свои данные. Чтобы это предотвратить, нужно смотреть на адрес, по которому вы заходите на сайт, надо внимательно смотреть, как эта страница выглядит, что в ней вообще позволяется сделать", — объясняет представитель Ассоциации финансовой отрасли Анрийс Шмитс.
Еще один способ обмана – предложения невероятно выгодно инвестировать деньги в криптовалюту или финансовые инструменты. С его помощью за один месяц у жителей Латвии мошенники выманили 387 тысяч евро. Особенно популярным этот метод стал в последнее время, так как люди боятся высокой инфляции и ищут способ приумножить свои сбережения.
По словам Яниса Кропса, в этих случаях связь преступника с жертвой может длиться до полугода.
"И эти люди практически всегда ссорятся с родными. Те им говорят, что на них напали жулики. А те в ответ: ты ничего не понимаешь, у меня сейчас будет большая прибыль, я сразу дом куплю, квартиру, всё такое", — продолжает он.
Часто такие мошенники даже дают вывести первые вложения — чтобы втереться в доверие. Позже люди начинают вкладывать еще большие суммы, и тогда мошенники пропадают. В таких случаях нужно обращаться в полицию.
Если вы поняли, что вам звонит мошенник, нужно положить трубку и связаться со своим банком. Если же вы клюнули на приманку и раскрыли мошеннику коды доступа и прочую личную информацию, с банком нужно связаться в два раза быстрее. В очень редких случаях часть денег всё же удается спасти.