РИГА, 12 фев — Sputnik. Таким образом де–факто реанимируется Даугавпилсская городская партия, в начале 2011 года влившаяся в "Согласие" и потому прекратившая существование. Прежде чем подойти к этому своему финалу, данная партия прошла путь длиною в десять c лишним лет. Путь достаточно извилистый, вымощенный бюрократическими интригами и аппаратными хитросплетениями, усеянный политическими трупами, пишет газета "Сегодня".
И вот спустя двенадцать лет в Даугавпилсе вновь рождается нечто подобное. Окажется ли новый городской политический проект более удачливым, чем его непосредственная предшественница?
Из недалекого прошлого
Даугавпилсскую городскую партию (ДГП) основали в 2000 году. С тех пор и вплоть до июня 2008 года ею руководил Алексей Видавский, с 1994 по 2001 год возглавлявший городскую думу. Этого человека даугавпилчане до сих пор хорошо помнят.
Стоит отметить, что Алексей Видавский, работавший в городской администрации еще во времена СССР, в постсоветский период разменял несколько политических проектов — успел побывать в рядах и Партии народного согласия, и в Латвийской социал–демократической рабочей партии. В середине 90–х Видавский являлся в Даугавпилсе фигурой весьма популярной — горожане видели в бывшем коммунистическом функционере крепкого хозяйственника, способного вытащить город из болота, в которое его за несколько лет загнали романтики эпохи зари независимости и первоначального экономического накопления.
Надо полагать, весь его предыдущий политический опыт подталкивал "народного мэра" к созданию собственной карманной мини–партии, которую можно было использовать в качестве прикладного орудия. Вообще создание региональных партий всегда было для даугавпилсской элиты любимым занятием. Тут можно вспомнить еще два ярких примера. Во–первых, созданную Рихардом Эйгимсом в 2000–м Latgales Gaisma, во главе которой тот годом позже завоевал кресло председателя гордумы. Во–вторых, основанную Григорием Немцовым в 2007–м Latgales Tauta — в 2009–м ее создатель стал вице–мэром. Оба этих политических проекта, правда, оказались недолговечными. После того как в 2003–м Эйгимcа, обвиненного в том, что он загнал город в долги, досрочно вытряхнули из мэрского кабинета, руководители и спонсоры "светочей" переругались между собой — и в 2007–м партию ликвидировали. Немцова же застрелили в центре Даугавпилса в 2010–м — обезглавленный "Латгальский народ" побарахтался еще менее трех лет и тоже сошел в политический Аид.
Недолговечность карликовых местечковых партий удивлять не должна — они ведь создавались не столько для решения экономических и социальных задач, стоящих перед регионом, сколько для продвижения карьеры провинциальных наполеончиков. В этом плане ДГП мало чем отличалась от своих конкуренток.
Хитрый "дядюшка Ви", будучи опытным политическим лисом, хорошо понимал, что нельзя складывать яйца в одну корзину. Поэтому неудивительно, что часть близких ему деятелей оказалась в рядах партии "Латвия цельш", в которой тоже оказалось немало бывших коммунистических номенклатурщиков. На думских выборах в 2001–м объединенный список "Латвия цельш" и ДГП получил в Даугавпилсе пять мест из пятнадцати, в 2005–м — уже шесть.
А в 2002–м А. Видавский оказался избран депутатом cейма от тогдашнего "большого" ЗаПЧЕЛ (по квоте Партии народного согласия), с которым ДГП в ту пору тоже активно дружила. В 2006–м Видавского переизбрали уже по списку достаточно аморфного тогда еще объединения "Центр согласия", в которое ДГП вступила в 2005 году. Впрочем, даже в ЦС "дэгэпейцы" держались наособицу; периодически возникали слухи об их шашнях с другими политическими силами.
Колебания в выборе пути
16 июня 2008 года состоялось отчетно–выборное собрание Даугавпилсской городской партии, в ходе которого новым руководителем избрали директора средней школы № 3 Виталия Азаревича. Впрочем, что с Видавским, что с Азаревичем партия не заставляла горожан лишний раз о себе говорить — ДГП не зарекомендовала себя какими–либо громкими делами или смелыми инициативами. Собственно о Даугавпилсской городской партии речь обычно заходила только в тех случаях, когда упоминался кто–нибудь из местных политиканов, состоявших в ее рядах. Дескать, этот человек ко всему прочему еще и является членом ДГП… И никогда не говорилось чего–то вроде: "ДГП отстояла полезное для горожан решение", "ДГП предлагает долговременный план развития региона", чем порой грешили даже их региональные конкуренты. Партия–призрак, партия–химера…
Сидели они себе тишком в помещениях в многоквартирном доме по адресу Театра, 13, которые оборудовали под штаб–квартиру. В 2010 году автор этих строк работал в даугавпилсской "Нашей газете", к настоящему моменту давно уже почившей. И однажды в том году в "Нашу" приходили жаловаться жильцы того самого дома на Театра: на то, что "партейные" узурпировали парадный вход в подъезд, являвшийся изначально общим. Не спрашивая согласия жильцов, они наглухо отгородили стеной "свою" часть лестничной клетки и закрыли вход для всех, кроме самих себя. "Постоянно курят, а дым распространяется по всему подъезду. Судя по доносящимся звукам, бывает, что не брезгают и спиртным… Впрочем, это их дело. А вот наглухо запертый для жильцов парадный — уже нет!" — жаловались жильцы.
Те, кто поискушенней, не без основания рассматривали ДГП в качестве эдакого "кадрового рассадника", приобщившись к которому, можно получить добавочные шансы прорваться к выгодным местам в системе даугавпилсского самоуправления. В качестве примера нередко вспоминалась непотопляемая некогда чиновница Элеонора Клещинская, являвшаяся рекордсменом по числу одновременно занимаемых муниципальных должностей. А ведь Клещинская была одной из тех, с чьим именем ДГП прямо ассоциировалась! Другим известным членом партии одно время числился Владислав Дриксне, одиозный местечковый мини–олигарх, ныне покойный. Впрочем, ДГП не удовлетворяла его растущим амбициям, и он в 2004 году переметнулся в партию Айнарса Шлесерса ЛПП/ЛЦ.
Так или иначе, но постепенно ДГП подошла к финалу своей истории. Одним из ее последних эпизодов стал пущенный в 2010 году слушок, что, дескать, Даугавпилсская городская партия вступила в объединение "За лучшую Латвию", основанное как раз в ту пору Шлесерсом и Андрисом Шкеле. Председатель Виталий Азаревич тут же разразился опровержениями, но само появление такого слуха, что называется, символизировало. Недаром, когда в тот момент начали воплощаться планы об объединении партий, входивших в "Центр Согласия", в более тесный союз, ДГП сначала держалась в стороне от этого процесса. Очевидно, ее руководство, связанное множеством деловых, дружеских и политических связей с местным отделением ЛПП/ЛЦ, не желало окончательно связывать себе руки.
В свою очередь, многие представители "Центра согласия" в Риге откровенно морщились при упоминании своих даугавпилсских "коллег". Но они мало что могли сделать: ситуация в крупнейшем латгальском городе была уже давно и прочно схвачена дельцами, использовавшими разрекламированное имя "Центра Согласия" для своей выгоды. Окончательно определиться им помогли результаты парламентских выборов 2010 года. Заправилам ДГП окончательно стало понятно, что лучше быть в рядах "Центра Согласия", получившего большую парламентскую фракцию, нежели в полупровалившейся ЗЛЛ. Итоги внеочередных выборов 2011 года, окончательно утопивших политический тандем Шкеле –Шлесерс, подтвердили правильность решения.
Дальше шагаем вместе
22 января 2011 года в Даугавпилсе прошел внеочередной конгресс "Согласия", образовавшегося на базе Партии народного согласия, "Нового центра" и Социал–демократической партии. На нем было объявлено, что ДГП тоже вливается в "Согласие" и перестает существовать в качестве самостоятельной партии. Виталий Азаревич заявил, что все выгоды от такого объединения скажутся уже в недалеком будущем: "На муниципальных выборах у нас будет единая стратегия, единая политика. Наши умения на уровне республиканской партии будут выглядеть гораздо сильнее и лучше. Наши изменения и успехи все еще впереди". А Алексей Видавский, не удержавшись от демагогических пассажей, сказал, что, дескать, "сегодня для членов ДГП открылось больше возможностей влиять не только на ситуацию в городе, но и в государстве".
После слияния представители ДГП естественным образом вошли в состав правления объединенной партии: председатель Азаревич стал третьим замом председателя "Согласия", а депутаты сейма от ДГП Алексей Бурунов и Дмитрий Родионов — членами правления. Состав думы "Согласия" пополнили восемнадцать представителей бывшей региональной партии. Они также вошли в состав ревизионной комиссии и комиссии по этике "Согласия". По этому поводу Алексей Бурунов высказался тогда в беседе с автором этих строк следующим образом: "Наши люди понимают необходимость слияния. Время маленьких партий окончательно вышло, будущее принадлежит политическим тяжеловесам".
Далее у бывших членов ДГП, вошедших в состав "Согласия", было много политических приключений. Уже в марте 2011 года Виталий Азаревич и его коллега по городской думе Вячеслав Ширяков (избиравшийся по списку "Согласия") стали участниками "переворота", по результатам которого был досрочно отстранен от власти тогдашний мэр Даугавпилса Янис Лачплесис. Некогда Лачплесис тоже состоял в ДГП, откуда ушел в ЛПП/ЛЦ. Но в какой–то момент он перестал устраивать на посту мэра собственное партийное руководство, объединившееся ради его свержения с друзьями–депутатами от "Согласия". Снимать Лачплесиса тогда лично приезжал из Риги Шлесерс. В итоге власть была передана Жанне Кулаковой, тоже состоявшей в ЛПП/ЛЦ. Позже Кулакова ввиду того, что партия Шлесерса стала откровенно тонуть, создала на основе даугавпилсского отделения ЛПП/ЛЦ региональную Партию развития (Att?st?ba). Этот проект тоже "не взлетел", а впоследствии Кулакова пыталась строить дальнейшую политическую карьеру под крылом экс–президента Валдиса Затлерса — и тоже неудачно.
В какой–то момент даугавпилсское "Согласие" обладало при мэре Кулаковой значительной властью в городе — Азаревич и Ширяков были вице–мэрами. Но в феврале 2013 года Ширякова арестовали сотрудники KNAB, обвинив в получении взятки. Это сгубило политическую карьеру Ширякова и несколько подорвало позиции "Согласия" в Даугавпилсе (спустя много лет, в 2022–м, Ширякова все же оправдали). В том же 2013–м на пост мэра триумфально вернулся Янис Лачплесис, вскоре занявшийся конструированием собственного регионального политического проекта — Латгальской партии. Она оказалась более удачливой, чем ее местные предшественники, и существует до сих пор, обладая собственными депутатами в муниципалитетах Даугавпилса и ряде других латгальских самоуправлений. Ну а Виталий Азаревич вернулся руководить своей бывшей школой.
Вскоре у даугавпилсского "Согласия" появился новый лидер — Андрей Элксниньш. Политик, без сомнения, яркий и харизматичный, он сумел стяжать симпатии многих горожан. В течение нескольких лет Элксниньш вел яростную борьбу с Рихардом Эйгимсом и Янисом Лачплесисом. Соперники то объединялись по формуле "двое против одного", то кидали друг друга и заново заключали временные союзы, устраивая в думе все новые и новые перевороты. Но по результатам выборов 2022 года Элксниньш получил надежное депутатское большинство, обеспечившее ему стабильное положение в качестве мэра.
В политической жизни нет ничего постоянного
Амбиции к созданию новой региональной партии Андрей Элксниньш проявлял уже давно. Слухи об этом начали ходить еще в 2019 году, одновременно с резким ослаблением "Согласия" — Нила Ушакова отстранили от власти в Риге, и он ретировался в Европарламент. Но тогда Элксниньш не решился пойти на откол и пробыл в "Согласии" еще почти четыре года. Теперь же, по его мнению, момент назрел окончательно — "Согласие" катастрофически провалилось на выборах в сейм, погрязло в спорах и раздорах. И на этом фоне глава Даугавпилса объявляет о "необходимости создания платформы, которая могла бы объединить людей, способных мыслить в масштабах региона и при этом защищающих интересы Латгалии на уровне государства". С собой в новый региональный проект Элксниньш, надо полагать, заберет большую часть даугавпилсского актива "Согласия". И, судя по его словам, у него есть планы побороться за власть не только в Даугавпилсе, но и в Резекне, Прейли, Краславе и в прочих латгальских населенных пунктах.
Каковы перспективы нового проекта? В далеком 2008–м депутат гордумы Ивар Шкинч (на тот момент состоявший в ЛПП/ЛЦ) объяснял автору этих строк: "Думаю, что партии городского типа — это вчерашний день, их время прошло. Вот собрались люди, создали маленькую партейку регионального типа, выиграли выборы, получили места в думе, поставили мэра и его замов. Надо выполнять предвыборные обещания, воплощать в жизнь наполеоновские планы. Однако бюджет обещаниями не раздуешь, а объем взимаемых налогов при всем желании резко никак не увеличишь. Остается переделить бюджет — отобрать, скажем, деньги у коммунальщиков и направить на благоустройство города. Можно взять их у школьной управы, детских садов и пустить на какие–либо проекты. Исход в любом случае будет печальным — горожане справедливо скажут: зачем вы тратите деньги на создание парков, когда у нас плохие дороги и некуда отдавать детей? А выхода на центр у региональной партии не будет. Такие вещи я самолично наблюдал — столица будет вам что–то обещать, но ничего не сделает. Если ваш город, область, регион никто не будет лоббировать, то помощи ни от кого вы не дождетесь! Поэтому когда я слушаю рассуждения о том, что придет очередная местечковая партия и все изменит к лучшему, я улыбаюсь".
Ирония судьбы заключается в том, что в 2013 году сам Ивар Шкинч вступил в вышеупомянутую региональную Партию развития и даже возглавлял ее после ухода Жанны Кулаковой. Потом Шкинч перешел в столь же региональную Партию Даугавпилсского края (Daugavpils novada partija) и в ее рядах сумел в 2022 году вернуться в городскую думу. В ее нынешнем созыве представлена и еще одна сугубо региональная политическая сила — "Наша партия" (Mūsu partija). Возвращаясь же к Элксниньшу, можно предположить, что его уход в "регионалы" не окончательный. Расставаясь с "Согласием", он умудрился не "побить горшки" с Нилом Ушаковым. Недаром тот на прощанье пожелал экс–коллеге успехов и сообщил, что тот заранее предупредил его о своих планах, "поступил открыто и честно". Так что не стоит исключать, что в случае благоприятной конъюнктуры мы через несколько лет сможем увидеть воссоединение Элксниньша с тем же "Согласием" — если оно, конечно, сохранит прежнее название. История учит нас, что даугавпилсские политики в зависимости от обстоятельств то уходят в регионалы, то вступают в большие партии общелатвийского типа. Объясняя это, конечно же, интересами избирателей…