РИГА, 9 фев — Sputnik. Не прошло года с тех пор, как премьер-министр Кришьянис Кариньш утверждал: государство ни при каких обстоятельствах не будет на собственные средства реализовывать проект терминала сжиженного природного газа в Скулте. Но сейчас премьер уже говорит по-другому — он допускает, что, если найденный разработчиками проекта стратегический инвестор потребует неприемлемых госгарантий, государство может само построить терминал, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā.
Что же произошло? Откуда такие разговоры?
Ясно, что Кариньш, мягко говоря, раздражен. Похоже, теперь он пришел к выводу, что вся эта затея в Скулте — сплошное непотребное мошенничество и блеф. Что у господ девелоперов и инвесторов нет денег для вложений, но, если они получат гарантию от правительства, что, например, Latvenergo будет долго, мучительно и в обязательном порядке покупать газ в Скулте, у проекта немедленно появится грандиозная цена – сотни миллионов, если не миллиарды. Тогда такой проект можно хоть сразу перепродать и жить счастливо всю оставшуюся жизнь. По сути, это будет тот же компонент обязательной закупки (КОЗ), только в несколько иной вариации.
Новый КОЗ? Зачем это Кариньшу?
Кариньшу больше не приходится сидеть за правительственным столом вместе с бывшим министром юстиции Янисом Бордансом, который в поте лица лоббировал интересы своего друга Петериса Рагаушса в Скултском терминале. Неужели Кариньш должен взять на себя ответственность за скандал, который невозможно будет скрыть от публики, и смотреть, как Борданс вместе с Рагаушсом навариваются? Вряд ли.
Вот откуда взялись эти раздраженные высказывания Кариньша по поводу предоставленной потенциальным инвестором информации о планах, в котором "нет цифр". "Интересно, что кто-то предлагает что-то сделать и не может черным по белому написать, чего он хочет", — сказал премьер-министр.
Он добавил: если инвестор потребует невозможного, его не поддержат. В качестве примера Кариньш привел частные гарантии: "Государство не гарантирует ни одному предпринимателю прибыль; мы не даем гарантии ни в одной отрасли. Почему же вдруг в этом случае?"
"Я не позволю кому-то извне водить за нос государство и налогоплательщиков", — решительно заявил премьер.
В феврале глава правительства ожидает анализа вариантов и рекомендации, как действовать, от министерства климата и энергетики.
Строительство терминала за счет государства — это тоже идея так себе. Но звучит как-то логичнее. В этом варианте Скултскому терминалу не придется перепродавать газ, и он сможет удерживать и хранить газ до того момента, когда тот понадобится.
Но такой терминал стоит больших денег — если разработчики не обманывают, что "самый дешевый терминал в мире" может стоить 148 миллионов евро. Идея в том, чтобы притащить какую-нибудь ржавую посудину из Швеции, куда будут пришвартовываться газовозы, закопать на берегу емкости, куда перекачивать жидкий газ, а потом еще трубы, по которым его будут перекачивать дальше в Инчукалнское ПХГ.
Проблема экономической целесообразности терминала Скулте – не единственная проблема.
Жители Лимбажи и Саулкрастов переживают, что их спокойная курортная жизнь будет нарушена, туристы поедут как можно дальше от Скулте, туда, где никто не работает с сжиженным газом, но никто им ничего компенсировать не будет, и самоуправление также не получит никакой выгоды от терминала.
В субботу на пикет против строительства Скултского терминала СПГ у кабинета министров собрались около 25 человек. Пикет организовала молодежная организация Protests в сотрудничестве с неправительственными организациями Zaļā brīvība, Piekrastes vides aizsardzības biedrība, Всемирным фондом дикой природы и Латвийским фондом дикой природы.
Собравшиеся разместили макет терминала и, держа в руках плакаты, скандировали лозунги: "Ответы и ответственность, а не газовая зависимость", "У газа нет будущего", "Скултский СПГ-КОЗ 2", "Инвестировать в газ = включить заднюю передачу".
Протестующих было немного, но все они способны создать мнение, способны мобилизовать большое количество последователей.
Пока оценка воздействия проекта на окружающую среду не проводилась. Создается впечатление, что этим вообще никто не занимается. Авторы и соавторы проекта так обрадовались принятому Сеймом закону (о том, что терминал нужен), а также присвоению статуса объекта государственного значения, что забыли об экологической экспертизе.