Жителей латвийского села продолжает греть закрытая школа

Тариф на отопление в селе Стикли был бы одним из самых высоких в стране, если бы самоуправление не топило закрытую школу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Весной этого года было принято решение закрыть Аннахитскую основную школу, расположенную в селе Стикли Вентспилсского края. Это поставило в сложное положение жителей села, пишет Ventasbalss.
Хотя по закону заботиться о коммунальном хозяйстве Стикли должно самоуправление Вентспилсского края, на практике село является "автономной республикой": до недавнего времени ответом на все вопросы, в том числе об энергоснабжении, была школа для особых детей, содержавшаяся на государственные деньги, а в последние годы также софинансировавшаяся муниципалитетом.
"Все инженерные коммуникации годами обеспечивала школа. Думаю, это было неправильно, ведь школа не должна содержать село, даже если в основном её работники – местные", - говорит управляющая Пузенской волостью Санта Шениня.
Уменьшение количества латвийских школ поощряется еврофондами
В настоящее время за централизованное теплоснабжение в Стикли, как и в других местах края, отвечает VNK serviss. Тариф - один из самых высоких в стране, 212 евро за мегаватт-час. Благодаря государственной поддержке он был снижен до неполных 125 евро за мегаватт-час, включая налог на добавленную стоимость.
Председатель правления VNK serviss Диана Скудра подчеркивает, что, если бы не решение самоуправления продолжить отопление закрытого комплекса Аннахитской школы, тариф для жителей был бы еще выше.
"В поселке очень мало многоквартирных домов. Не сравнить с Угале, где в каждой пятиэтажке по 60 квартир! Чем меньше потребителей, тем дороже", – пояснила Шениня.
Школа была закрыта весной этого года после визита комиссии из министерства образования, которое тогда было в ведении партии "Консервативные".
"Всё стоит пустым и заброшенным. Надо было побороться за школу. С одной стороны, я понимаю позицию государства в вопросах социальной интеграции, но лица, принимающие решения, возможно, не сталкивались с тяжелыми диагнозами и такими детьми, которые у нас учились", – говорит Шениня.
Доступные "со звездочкой": Латвия не обеспечивает инвалидам образование
Ее до сих пор задевают события 2018 года, когда был закрыт детский дом "Стикли". Одной из причин этого стало решение департамента благосостояния Рижской думы не продолжать сотрудничество с детским домом. После этого там остались всего четыре воспитанника.
"Одной из самых абсурдных причин было то, что детдом находится глубоко в лесу. В Стикли, видите ли, нет супермаркета и кинотеатра. Хочу продолжить – наркотиков и алкоголя тоже нет. Дети были счастливы. Кроме того, в Аннахитской школе была ремесленническая направленность. Молодые люди, у которых нет тяжелого диагноза, параллельно осваивали ремесло", – говорит Шениня.
Многолетний директор Аннахитской основной школы Лиените Алсберга с февраля начнет работать в Саласпилсской 1-й средней школе: "Буду учителем специального образования для детей с ограниченными возможностями. Поселюсь у родственников, по субботам и воскресеньям буду ездить домой. До пенсии остался год".
Она не единственная, кто получил письмо об увольнении в предпенсионном возрасте:
"Нас таких было пятеро. Одна сейчас на больничном. Вторая уйдет на досрочную пенсию. Остальные работают".
Сама она тоже рассматривала возможность выйти на пенсию, но отказалась от этой идеи: "Не хочу оставлять половину пенсии государству. Я всю жизнь работала, посвятила себя детям. Один год надо выдержать".