РИГА, 24 дек — Sputnik, Матвей Лодин. Эти две даты взаимосвязаны, и их связь гораздо глубже, чем принято представлять. Обычно рассуждают, что, мол, немцы, вернувшись через год, отомстили за то, что их изгнали из Латвии, и в этом есть доля правды. Немцы, вернувшиеся с нацистами, были весьма суровы по отношению к местным. Причем возвратиться было разрешено единицам. Получить имущество назад – и того меньшему числу.
Сегодня, может, и удивительно, но одними из самых больших энтузиастов "репатриации" немцев на "историческую родину" были латышские нацисты. Те же люди, что в 1941–1942 грабили и уничтожали евреев, в 1939-м ходили по немецким семьям, уговаривая их уехать.
Белое – это черное
И сегодня, вполне в духе Оруэлла, тех, кто говорит о депортациях балтийских немцев, поправляют – "это называлось "репатриация", и давайте не будем придумывать того, чего не было". Давайте! Конечно же, "репатриация" балтийских немцев была репатриацией только на бумаге, поскольку это слово означает возвращение на родину, а многие семьи балтийских немцев жили на территории молодого государства 200, 300 или даже 700 лет. За сотню лет сменяется 4-5 поколений, то есть у некоторых "репатриантов" история семьи, например, в Риге, насчитывала 35 поколений. Какая еще родина, кроме Риги, которую построили их предки, у них была? Куда они должны были вернуться? Что с ними сделали в духе времени? "Вернули на родину" или заставили ее бросить?
Также крайне цинично и конъюнктурно в этой истории упоминание "исторической родины". Поскольку селили балтийских немцев на недавно оккупированных территориях Польши, конкретно в Силезии, утверждение было, мягко говоря, удобной полуправдой. Полным враньем назвать это было нельзя, поскольку история Силезии непроста. В эпоху Римской империи эту землю населяли германские племена. Но уже в 999 году Силезия вошла в состав Королевства Польского. За следующую тысячу лет Силезия несколько раз попадала в состав различных германских государств, и среди жителей было очень много как этнических немцев, так и славян, заимствовавших немецкий язык и культуру. После разделов Польши 18-го века, Силезия отходит Германии и Чехии. В драматическом 20-м веке Силезия – очаг Великопольского восстания (1918–1919) и частично становится вновь получившей свободу Польшей, воюющей и с Германией, и с Советской Россией. Другая часть Силезии принадлежит Чехии. В 1938 году чешскую Силезию снова делят – Судетскую область забирает гитлеровская Германия, Тешинскую – Польша, на тот момент предлагающая Гитлеру совместный военный поход против Советской России. Уже через год, в 1939 году, Польша оккупирована своим предполагаемым союзником – Германией. И к польской чести, воевала дольше, чем все другие европейские страны, если, конечно, не считать Россию Европой.
Чемодан, вокзал, Познань
Честно ли называть "исторической родиной" балтийских немцев Силезию? Конечно же нет. По такой формально благой, но по сути людоедской логике можно и депортации латышей за Урал и в Сибирь называть "репатриацией на историческую родину". Ведь антропологи считают, что предки латышей пришли на территорию Латвии с разных сторон, в том числе и до первого тысячелетия, с Урала и из Западной Сибири. "Подумаешь, 50 поколений здесь живет. Возвращайтесь откуда пришли!" Чем такая логика отличается от логики "возвращения немцев" или ныне модной идеи "возвращения русских"?
К тому же, если всерьез говорить о возвращении немцев, то так как первыми переселенцами в 12-м веке были бременцы, то и возвращать их следовало туда, а вовсе не на "пороховую бочку" Силезии, где их кстати селили в домах, реквизированных у евреев и поляков. Удивительно ли, что в 1944 году, спустя всего 5 лет после "репатриации на историческую родину" балтийских немцев насиловали, грабили и убивали местные жители? По мне – нисколько. Удивительно другое, почему до сих пор эта "репатриация" не осуждена мировым трибуналом? Разве это норма? Если нормально прогонять на "историческую родину" немцев, проживших на латвийской земле 700 лет, или русских, проживших 300 лет, то куда по этой логике должны ехать американцы, канадцы, австралийцы, приехавшие 300 лет назад на нынешнюю Родину?
Заложники истории
Безусловно, такие "исторические справедливости" возможны только в отношении национальных меньшинств. И, к сожалению, надо признать, что о "репатриации немцев" долгое время не было слышно ничего по банальной причине – она была выгодна всем, кроме них самих.
Напомню, как осуществлялось "возвращение на историческую родину". С собой можно было брать два чемодана и заплечный мешок. Драгоценности, исторические ценности – все нужно было оставить правительству Латвии. Мебель и оборудование можно было отправить отдельным крошечным контейнером, объемом меньше микроавтобуса. На оборудование было ограничение. Например, верхнюю часть швейной машинки можно было взять, а нижнюю – нет. Зубные врачи не имели права вывозить свои станки. И так далее. С собой переселенцы могли взять только 50 латов. Большие суммы денег, все предлагалось оставить в специальных банках, обещавших когда-нибудь все вернуть, но без уточнения, в какой валюте и в какой срок. Реально банки эти были предназначены для узаконенного грабежа правительствами Улманиса и Гитлера. В преступлении против балтийских немцев равно виноваты как Латвийская Республика, так и гитлеровская Германия.
Возможно ли было такое злодеяние без Гитлера? Нет. Более того, после побед на фронте гитлеровской Германии, антинемецкие настроения в Латвии сильно попритихли. А публичные выступления политиков на тему "Мы единый народ и должны ценить друг друга, невзирая на разные национальности", наоборот, набрали силу. Но как только в июне 1939 года был подписан пакт Мунтерса – Риббентропа, антинемецкие высказывания в политике и прессе достигли неслыханных высот. Гитлер виновен в преступлениях против балтийских немцев. Используя соотечественников как политический козырь в Германии, он, по сути, обрек их на разграбление и получил с этого не только политические, но и финансовые дивиденды.
Сейчас модно кивать на пакт Молотова – Риббентропа как на советско-нацистский сговор, определивший судьбу территорий между двумя странами. Но латвийско-немецкие переговоры, определившие судьбу латвийских немцев, были проведены месяцем ранее и по своей сути были ничуть не гуманнее.
Не выступала против немецкого исхода и Советская Россия. Однако к балтийским немцам Россия относилась куда как мягче, чем к своим. Конечно, у нацистских пропагандистов, пугающих балтийских немцев русскими коммунистами, были железные аргументы: антинемецкие репрессии имели давнюю историю и недавно как раз достигли очередного пика.
Легко ли было быть немцем в России?
Первые немецкие поселения на Руси были еще при Иване Грозном. В 18–19-м веках это было, пожалуй, самое привилегированное национальное меньшинство в России, давшее ей тысячи героев и патриотов. Немцы были фанатично преданы трону, что их и подвело в 20-м веке.
Первые депортации немцев в России начались еще до советской власти, аккурат с началом Первой мировой войны. В России депортации немцев были в 1914, 1915, 1916 гг. Были ли среди немцев герои русской армии? Конечно, были. И герои, и гражданские патриоты, помогавшие деньгами фронту. Но воевала Россия с Германией и, естественно, немцам не доверяла.
После Первой мировой и смены власти на советскую, высылки были продолжены в 1929–1933 годах. В 1934–1935 депортации немцев шли под лозунгом борьбы с фашистами. В 1936-м как "переселение неблагонадежных лиц польской и немецкой национальностей". В 1937–1938 годах проводилась "ликвидация шпионско-диверсионной базы фашистской Германии". Немцев уже не только тысячами ссылают, но несколько тысяч расстреливают.
В 1941 году, с началом войны, прошло переселение почти сотни тысяч немцев Ленинграда. А ведь советские немцы – это и голос блокадного Ленинграда: поэтесса Ольга Бергольц и Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло, направлявший до конца свой горящий самолет в колонну вражеской бронетехники, а также многие другие герои. Были и другие военные, и послевоенные депортации.
Только в 1955 году с немцев сняли правовые ограничения, в 1964-м указом Верховного Совета СССР сняли с поволжских немцев "огульные обвинения", и, наконец, только в 1972 году очередным указом Верховного Совета немцы получили возможность возвращаться в места довоенного проживания. Почти 60 лет репрессий против народа, 300 лет дарившего стране множество патриотов и героев.
Во всем ли врала нацистская пропаганда?
Были ли у нацистской пропаганды аргументы для запугивания русскими балтийских немцев? Были. Я нахожу, что немецкие репрессии в России были крайне вредным явлением. Российская история 18–19-х веков изобилует российскими героями и талантами, такими как Барклай-де-Толли, Иван Крузенштерн, Фаддей Беллинсгаузен, Карл Брюллов, Василий Перовский, Денис Фонвизин, Афанасий Фет, Владимир Даль. В 20-м веке отношение к немцам характеризуется названием стиха Константина Симонова "Убей его!", хотя в самом стихе слово немец не употребляется ни разу.
Привычка к халяве
Из Риги и других территорий будущей Латвии немцев стали депортировать еще в 1914 году. Их дома стали заселять другие люди. Так, например, был выслан отец рижских садов и парков Георг Куфальдт. Примечательно, что после провозглашения Латвийской Республики он просился приехать в Ригу, но не получил разрешения от латвийских властей.
В 1915 году с территории Риги царским правительством было эвакуировано 400 предприятий вместе с работниками, русскими и латышами. Их дома и квартиры стали приютом новых семей, задарма получивших то, на что уехавшие копили всю жизнь. В 1920 году уже в Латвийской Республике была проведена аграрная реформа, лишившая немецкую аристократию земель и домов. Их имущество получили другие люди. Примечательно, что латвийские немцы, депутаты латвийского Сейма, пытались отстоять свои права в Лиге наций и получили лишь обвинение в неблагонадежности. Чему учит эта история? Ничему. Сейчас же "другое время". И то что происходит – "это другое".
Латвийская "репатриация немцев на историческую родину" 1939 года не случилась спонтанно, но стала очередным звеном в цепи антинемецких репрессий. Следующим звеном античеловечности стал Холокост в Латвии, палачами в котором, выступили те же любители дармовщины и нацистской философии. В общем-то и советские репрессии тоже осуществлялись местными кадрами. Аресты и расстрелы проводили местные, составлять списки для репрессий не могли люди, не знающие контингент. При советских репрессиях наживаться на гибели и горе наказанных утратили возможность люди зажиточные. И этого они советской власти не простили.
"Страшный, страшный советский солдат"
И все же, какими были советские репрессии по отношению к латвийским немцам, которые оказались настолько запуганными латышскими и немецкими нацистами, что почти все уехали. Карать было некого. Например, в широко известных первых больших советских депортациях с латвийской территории в 1941 году (аккурат за 10 дней до начала войны) было выслано 18 тысяч человек, из них всего 5 человек немцев. Евреев, например, там было почти 2 тысячи. Почему так мало немцев? Да потому, что в 1939 году, за полгода до советской власти, на "историческую родину" "вернули" кого только можно, включая 100 заключенных тюрем и 300 пациентов клиник душевнобольных.
Более того, в 1940–1941 годах, при присоединении Латвии к СССР, в Германию уехало еще 10 тысяч человек из тех немцев, что годом ранее согласились в паспорте отказаться от немецкой национальности и ассимилироваться в латышей. Сталин выпускал всех немцев, кто только желал уехать.
Говоря о роли СССР в судьбе латвийских немцев, много страхов, но мало реальных действий. Повторюсь, к "своим" немцам русские оказались куда как более жестоки, нежели к латвийским. По большому счету советский солдат, выгнавший гитлеровцев из Польши, от которого латвийские немцы в страхе бежали в Силезию, оказался единственным защитником тех же самых немецких переселенцев от погромов, которые устраивали в 1944 поляки "возвращенцам", а по сути, мирным колонистам гитлеровских оккупантов. У многих колонистов к тому моменту нервы не выдерживали. Среди балтийских колонистов прокатилась настоящая эпидемия самоубийств. Подчеркну, не только среди военных преступников, но и среди абсолютно мирных гражданских лиц.
Холокост вспоминают значительно чаще, чем "репатриацию" немцев на "историческую родину" – фашистские решения по отношению к нации фашистов – по иронии судьбы не считаются чем-то зазорным, не осуждены мировым трибуналом и некоторыми считаются чуть ли не этической нормой. И сегодня, вспоминая об этих событиях, я думаю лишь одно: по ком звонит этот колокол? Не осудив подобное в прошлом, невозможно идти вперед.