РИГА, 18 дек — Sputnik. Можно искать отличия и схожие признаки той срочной службы в армии, которая была в нашей стране с 1992 по 2006 год, но очевидно одно: Латвия медленно, но верно переходит на военные рельсы, то есть готовится ко всем возможным сценариям, в том числе к самому худшему – войне.
Во всем "виноваты" Пабрикс и выборы?
Кто-то продолжает "пенять" с сегодняшнего дня уже бывшему министру обороны Артису Пабриксу за то, что он накануне выборов, дабы получить дополнительные политические очки, вышел с идеей-фикс о срочной службе в армии. Но будем реалистами: в нынешней ситуации, да еще и в условиях, когда во всех соседних странах существует обязательный призыв, едва ли бы Латвия долго продержалась без создания своей системы срочной армейской службы.
Еще до выборов активно распространялись слухи, что, мол, срочную службу нам навязали или чуть ли не заставили ввести, американские союзники. Исключать, конечно, и эту версию нельзя, но вряд ли американцев очень уж волнует, будет ли у нас на несколько сот солдат больше или меньше.
Тотальная оборона
Так или иначе, но нужно понимать, что создание системы срочной службы – это лишь часть общей новой, если хотите, концепции безопасности ЛР. Она заключается в тотальном укреплении всех видов обороны. Это и закупка систем противовоздушной обороны, это и укрепление береговой обороны, это и создание дополнительных военных баз – в том числе вблизи восточных границ Латвии… Это и расширение военного присутствия на латвийских базах военных и снаряжения других стран НАТО…
Очевидно, что Латвии нужно будет чуть ли не с нуля создавать эффективную, современную систему гражданской обороны. Рискнем утверждать, что у нас по-прежнему подавляющее количество населения не знает, что делать в случае часа Х – стихийных бедствий, военного нападения, других чрезвычайных ситуаций. Время от времени издаваемые брошюры – это, мягко говоря, не самый эффективный способ обучения жителей действиям в непредвиденных ситуациях. Современная система гражданской обороны – это, пожалуй, даже важнее, нежели призыв молодых мужчин на срочную службу.
У призывников будет и альтернатива
Но вернемся собственно к самой срочной службе. По существу, это не просто возвращение к призыву в армию на относительно короткий срок – фактически 12 месяцев с учетом одного месяца отпуска. Это создание совершенно другой системы службы на пользу государства. Во-первых, параллельно должна быть создана система альтернативной гражданской службы. Кстати, законопроекта на сей счет даже нет на горизонте – по слухам, он должен появиться ближе к весне следующего года. Это позволит тем парням, которые по веской причине не могут служить в армии, брать в руки оружие, все-таки выполнить свой гражданский долг – работая, например, в социальных учреждениях, в больницах, а также в системе внутренних дел (в частности, в пожарно-спасательной службе).
Предстоит и четко определить круг мужчин, которых нет смысла призывать в армию. Нет, речь не идет о самом освобождении от призыва по состоянию здоровья – это и так понятно. Но, например, какой смысл призывать на срочную службу студентов-медиков, то есть будущих врачей? Было бы логичнее создать для медиков специальную военную кафедру, на которой они бы проходили обучение и военно-полевой медицине, и даже навыкам обращения с оружием. Наверное, и полицейским стоит продолжать службу в полиции…
Если же говорить о самой срочной службе, то она предполагает совсем иную систему работы Национальных вооруженных сил. Нужно будет решать вопрос и о строительстве новых казарм для новобранцев, и о медицинском обеспечении солдат срочной службы, о форме и вооружении солдат-срочников, о подготовке инструкторов…
Сперва добровольно. А если не захотят…
Вчера на заседании комиссии по обороне из уст представители военного ведомства прозвучал такой прогноз: в следующем году, начиная с июля, может быть объявлен добровольный призыв – юношам в возрасте 18 и 19 лет предложат на добровольной основе послужить в вооруженных силах 11 месяцев. Если желающих будет недостаточно, то "дефицит" восполнят за счет… лотереи. То есть путем розыгрыша будут решать, кого еще из юношей призывного возраста все-таки "забрить в солдаты". При этом максимум в следующем году планируется призвать 300 человек.
Насколько можно понять, реальный призыв – уже в принудительном порядке – начнется с 2024 года. Видимо, Минобороны рассчитывает, что к этому моменту у военного ведомства будут дополнительные средства на размещение, обучение, питание, обмундирование призывников…
Первоначально планировалось, что к 2028 году у нас будет 7500 солдат срочной службы, включая не только собственно солдат Национальных вооруженных сил, но и тех, кто предпочтет служить в Земессардзе. Служба в Земессардзе, кстати, это еще одна опция для мужчин призывного возраста от 18 до 27 лет. Преимущество в том, что солдаты Земессардзе не должны будут 11 месяцев проживать в казармах. Они будут вне дома только несколько раз в году – во время краткосрочных сборов. Но зато сама служба растянется на несколько лет.
Отметим, что служить в армии смогут и девушки в том же возрасте – от 18 до 27 лет, но добровольно.
Напомним, что недавно в Сейм поступила народная инициатива, автор которой выступал за сугубо добровольную службу в армии. Однако Сейм решил эту инициативу, набравшую более 10 тысяч подписей граждан ЛР, дальше не продвигать. Видимо, депутаты не верят, что добровольцев будет слишком много… Особенно учитывая мизерные "полковые", которые планируется ежемесячно выплачивать солдатам срочной службы – порядка 300–400 евро в месяц…