РИГА, 14 дек — Sputnik, Алексей Стефанов. Оказавшись в Пскове на медиафоруме, корреспондент Sputnik Латвия воспользовался возможностью и встретился с семьями переселенцев из Латвии. Несмотря на непростой переезд, сложности с оформлением всех необходимых документов, все они счастливы. И те, кто переселился давно, и те, кто всего несколько дней назад.
Директор псковского центра развития детей "Вообразилия" Олег Абрагам стал первым, с кем я встретился. За пять лет он не только освоился в России, создал с нуля собственный бизнес, но и с удовольствием безвозмездно консультирует бывших соотечественников.
От переселенца до "Лидера года"
"Мы переехали с женой и детьми в Псков пять лет назад. Хотели раньше, но по различным причинам не удавалось это сделать. Почему уехали? Несмотря на то, что я владею четырьмя языками, в том числе латышским, своего места в Латвии найти не смог. Я окончил Рижский технический университет, затем учился в аспирантуре Датского технического университета, в общей сложности проучился девять с половиной лет, но в Риге находил работу только в домоуправлении или в автосервисе. И это был мой максимум. Сантехник с двумя высшими образованиями", - рассказывает типичную для русскоязычного жителя Латвии историю Олег Абрагам.
В итоге они с женой поднакопили денег, оформили все документы на переселение и уехали в Псков. Сыну тогда было 12 лет, а дочери – девять. Под Псковом жила бабушка, которой на тот момент было под 80 лет, но, как сразу же уточняет Олег, ехали не к ней, а наоборот – ухаживать за ней и жить отдельно.
Первое время в Пскове снимали квартиру на две семьи. Вместе с Олегом из Риги переехала женщина с двумя детьми, с ними и делили кров. Потом сняли свое первое жилье на одну семью. И жизнь начала налаживаться.
"Сейчас я руководитель нескольких организаций с довольно большим штатом сотрудников. Самая известная из них – образовательный центр "Вообразилия", который помогает детям с проблемами в развитии. Сейчас открыли новое направление – патриотическое воспитание. Люди могут мыслить по-разному, принадлежать к разным нациям, ходить в мечеть, синагогу или храм, но при этом быть гражданами одной России, любить историю страны и уважительно относиться к памяти предков и памятникам. Вот такой патриотизм для нас важен – без каких-либо перегибов", – продолжает собеседник.
За прошедшие с момента переезда пять лет Олег Абрагам успел достичь результатов и на уровне Псковской области – получил титул "Лидер года". В конкурсе участвовали руководители нескольких сотен организаций некоммерческого сектора, которые были выдвинуты на номинацию за определенные заслуги: волонтерство, медийная сфера, представление образа Псковщины. И бывший рижанин получил это престижное звание.
"Мы работаем на весь Псков, область и даже ушли далеко за эти границы. В том числе ведем волонтерскую помощь и деятельность. Например, исправляем определенные дефекты в развитии детей, в том числе на бесплатной и льготной основе. Платной, конечно, тоже – потому что организацию тоже нужно содержать. Мы победители президентских грантов. Вместе с еще одной организацией трижды выигрывали областные конкурсы", – уточняет Олег Абрагам.
Русский в Латвии не сможет достигнуть высот
Сейчас, задумав переезд в Россию, можно найти много информации о том, с чего нужно начинать и что ждет впереди. Когда семья Абрагам навсегда задумала уехать в Россию, с информацией было туго. Причем на месте, в Пскове, чиновники тоже слабо понимали, кто к ним приехал и зачем.
"Здесь некоторые чиновники не особо вникали, кто такие переселенцы, и пытались приравнять нас к гастарбайтерам. Довольно большой путь был проделан людьми, которые переселялись сюда, чтобы донести все до чиновничьего аппарата. И особых препонов больше нет", – уверяет Олег.
Но при этом, как он рассказывает, порадовало, что не возникло никаких проблем со школой – дочь и сына сразу же в нее записали. Переезжали специально летом, чтобы начать новый учебный год на новом месте. С адаптацией тоже не возникло проблем. Оказалось, что в школе учатся дети разных национальностей, никаких вопросов, откуда дети Олега и почему уехали, не возникло. Приняли без проблем. Более того, сын сразу пошел на баскетбол, дочь на музыку. И за эти занятия не приходилось платить, как в Риге, – все компенсировало государство.
Олег Абрагам на момент переезда был гражданином России – получал паспорт, находясь в Латвии. Он родился в Риге в конце 80-х годов, но получил статус негражданина, поэтому вопроса, какое гражданство взять, у него не было. А вот супруга Олега потомственная гражданка Латвии. Дети гражданство получили автоматом по маме. Но все с радостью получили российские паспорта. Правда, до 24 лет у детей остается второе гражданство – латвийское. А потом нужно будет выбирать.
Задаю Олегу вопрос: "Не жалеете, что уехали из Латвии?"
"Я жалею только о том, что не уехал из Латвии раньше, – отвечает он. – Да, я там родился, там родилась моя мать, бабушку привезли в детстве – отец был военным, в 1946 году его отправили восстанавливать Ригу. Я никогда не считал себя ни оккупантом, ни кем-то еще. Я там учился в школе, колледже, вузе, пытался совершенствоваться, но понял, что со своей национальностью в Латвии никогда не смогу достигнуть того уровня развития, который мне требуется. Для русского человека в Латвии есть определенный потолок".
Олег называет себя русским, хотя носит немецкую фамилию. Предков Олега еще несколько веков назад пригласили проектировать Санкт-Петербург. Так они и обрусели. А прадедушка пережил еще и блокаду Ленинграда.
И снова штрих к переселению и развитию. В Риге, как он говорит, годами приходилось ютиться на съемных квартирах, а в Пскове они всего за пять лет прочно встали на ноги. Семья Абрагам владеет двумя квартирами в новостройке, есть дача и машина. "Меня все устраивает. Работаем с женой вместе. Супруга тоже довольна. И можем развиваться как хотим. Я, кстати, снова учусь", – отмечает собеседник.
Тут с оркестром встречать не будут, но и там вы никому не нужны
Помогать бывшим соотечественникам из Латвии Олег Абрагам начал случайно. Вначале к нему обращались неизвестные люди через сарафанное радио. Он консультировал, объяснял, рассказывал все, что знал и через что прошел сам. А потом его добавили в общий чат переселенцев, и волонтерство приобрело другие масштабы.
Правда, сейчас он решил пересмотреть свой вклад в переселение бывших латвийцев – иные неопределившиеся латвийцы выжимают все соки, а результата ноль.
"Несколько месяцев назад я сделал кое-какие выводы. И теперь стараюсь тратить время только на тех людей, которые точно хотят переехать. А не на тех, кто просто как турист хочет приехать, посмотреть вокруг, возможно, попробовать. Или ты едешь, или нет. Если ты едешь, значит, кардинально меняешь свою судьбу. Это мое субъективное мнение, но если ты понимаешь, что тебе плохо, в Латвии ты никогда не будешь таким же человеком, как коренные граждане Латвии, то чего ты боишься потерять?" – задает риторический вопрос Олег.
Такая тенденция с колеблющимися людьми появилась в последние месяцы. Желающих переехать в Псков все больше и больше, но решаются на это не все. Чего-то еще ждут и на что-то надеются, удивляется собеседник.
"В Латвии вы никому не нужны. Не случайно же задумались о переезде. К слову, самому молодому переселенцу, которого я тут видел, было всего два месяца – его мама перед самым переездом родила, а самой пожилой – 97 лет. Истории у всех разные. А радость одна – потому что люди понимают, что возвращаются домой", – говорит Олег Абрагам.
Он отмечает, что работы в регионе достаточно – и для людей с образованием, и для тех, кто не имеет нужной специальности. Кто-то идет на фабрику, кто-то печь шаурму, кто-то барменом, а кто-то учителем. Главное, добавляет собеседник, понимать, что вам никто ничего не должен. Никто не будет стелить красную ковровую дорожку на границе, встречать с оркестром. Но вложив частицу себя в Псковщину, вы обязательно получите от нее достойный ответ.
Олег Абрагам счастлив, что порвал все связи с Латвией. Единственное, что его беспокоит, так это уход за могилами предков, которые там остались. Что ждать от властей страны, которые снесли практически все памятники борцам с нацизмом и начали стирать с лица земли братские захоронения, он уже не знает.
А что касается изоляции России и невозможности путешествовать по Европе, то его это совершенно не беспокоит. "А что мне там делать? Я побывал в Литве, Эстонии, Польше, Нидерландах, Германии, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Португалии, Франции. В некоторых из этих стран еще и поработал. И нет там ничего такого, что я не могу найти в России", – считает Олег.
Он отмечает, что Россия такая большая и красивая, что жизни может не хватить, чтобы всю ее объездить и посмотреть.
"В этом году мы посетили Дагестан и Чечню – это сказочные места. Может, сервис пока хромает, но зато нет пластмассовых улыбок. Нас радушно принимали. Почти доехали до Карелии. Были в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Твери, Екатеринбурге, Ярославле. Следующая фантазия – Сахалин и Камчатка. Пока не могу уделить столько времени, чтобы уехать на 2,5–3 недели. Но если встанет выбор: поехать на Камчатку или во Францию, то мы однозначно поедем на Камчатку", – заключает Олег Абрагам.