РИГА, 14 дек — Sputnik. Других подробностей нововведения пока нет, но пока все похоже на очередной приступ "любви" к народонаселению со стороны власть имущих, которая очень часто проявляется в желании этому народонаселению что-нибудь запретить или как-то еще больше ограничить.
Любой водитель знает, что за городом превышение скорости на 30 км в час при обгонах нередко случается даже с самыми осторожными водителями. Отбирать за это права? Как-то слишком круто. Может, речь идет только о езде в городе? Тогда другое дело. Такое превышение скорости в населенных пунктах действительно опасно и необходимости в нем не бывает почти никогда. В общем, подождем дальнейших подробностей.
К чему такая суровость?
Интересно, что в этом году латвийские дороги стали более безопасными, чем год назад. Непонятно, зачем зверствовать? Согласно недавно опубликованным данным той же Госполиции, за 11 месяцев этого года в дорожно-транспортных происшествиях в стране погибло 107 человек, что на 22%, или на 30 человек, меньше, чем за тот же период прошлого года.
Два года назад в период с 1 января по 30 ноября погибло 126 человек, а в прошлом году – 137 человек.
Большинство погибших – водители автомобилей. Всего в этом году погибло 36 водителей и 19 пассажиров. Также погибли 23 пешехода, 12 велосипедистов, десять водителей мотоциклов, два водителя квадроциклов, один водитель мопеда и один водитель электросамоката. Три человека погибли, управляя другими транспортными средствами.
Наглядные цифры
Цифры показывают, что страна движется в правильном направлении – на дорогах все меньше смертей, число ДТП тоже уменьшается. Если посмотреть на процесс за продолжительный период времени, то картина становится более наглядной.
В 1991 году в ДТП с жизнью на дорогах Латвии расстались 997 человек. Просто немыслимое сейчас число жертв! Хотя, конечно, населения страны в тот год было под три миллиона, а не два, как сейчас, все же количество автомобилей на душу населения было гораздо меньше. Личный автомобиль в те времена считался статусной вещью, очень немногие могли его себе позволить, да и коммерческого транспорта в те годы было меньше, чем сейчас.
После 1991 года число погибших в ДТП стало неуклонно снижаться. Так, в 1995 году число погибших в ДТП уменьшилось до 660 человек, в 2000-м – до 635, в 2005-м – до 442, в 2010-м – до 218, в 2016-м – до 158 и т. д.
Простой совет
Рискнем предположить, что людей гибнет все меньше не из-за роста штрафов и все новых ограничений, вводимых властями. В общем и целом это происходит по причине улучшения качества жизни в стране. Но можно выделить три основные причины.
Во-первых, улучшение дорожной инфраструктуры. Мы любим жаловаться на то, какие в Латвии плохие дороги, но вы помните, какими они были в начале 1990-х годов? Это был тихий ужас. Улучшения в этой сфере происходят каждый год и результат налицо.
Во-вторых, улучшение автопарка. Сейчас мы ездим на более новых и гораздо более совершенных в плане безопасности автомобилях. Современное авто с ABS, умными фарами, системами устойчивости и противоскольжения не идут ни в какое сравнение с "жигулями" выпуска 1989 года, на которых мы ездили вплоть до 2000-х годов.
Ну и в-третьих. Пожалуй, самое главное – люди стали беречь свои и чужие жизни. Когда-то умереть за баранкой было обычным делом, теперь это страшное ЧП. Меняется и отношение общества: лихачество, хамство не приветствуется. Взаимная вежливость, аккуратность, осторожность – в почете. Сейчас жизнь слишком хороша и дает слишком много возможностей, чтобы закончить ее так бессмысленно – в искореженном куске металла.
И да, если власти действительно хотят уменьшить число смертей в ДТП, они бы могли для начала спасти хотя бы пешеходов. Они гибнут не из-за превышения скорости, а из-за отсутствия регулируемых переходов в опасных местах, отсутствия тротуаров там, где это надо, а также из-за отсутствия освещения. Простое улучшение инфраструктуры опасных участков спасет десятки жизней в год. Но это, конечно, потребует работы и средств. Это не придумывать все новые запреты и ограничения.