РИГА, 16 ноя — Sputnik, Дмитрий Ермолаев. "Созданная на пепелище Второй мировой войны ЮНЕСКО, самим свои существованием обязана героям, павшим в борьбе с нацизмом, и не должна оставаться равнодушной к проявлению современного варварства. Снос памятников только способствует эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Борьба с этими опасными явлениями – одна из важнейших задач ЮНЕСКО в сферах ее компетенции", – отмечается в заявлении российских дипломатов.
Вместе с тем более двухсот граждан Латвии, Литвы, Эстонии, других государств подписали петицию в ООН с просьбой признать памятники борцам с нацизмом всемирным наследием ЮНЕСКО.
"Наш мир построен в 1945 году после Победы над нацизмом. И память жертв нацизма, память борцов с нацизмом является безусловной ценностью человечества. Когда создавалось ЮНЕСКО как специализированное учреждение ООН, никому в голову не могло прийти, что надо охранять мемориалы жертвам нацизма, памятники борцам с нацизмом и захоронения комбатантов, павших в борьбе с нацистами", – отмечается в петиции.
"А сейчас время изменилось. Реваншистские взгляды поклонников СС в ряде стран стали выражаться в уничтожении памятников жертвам нацистов, мемориалов борцам с нацистами и захоронений комбатантов, павших в борьбе с нацистами", – подчеркнули авторы обращения в ООН.
"В этой связи Генеральная Ассамблея ООН должна объявить мемориалы комбатантам, сражавшимся с нацистами, памятники жертвам нацистов, захоронения жертв нацистов, а также комбатантов, павших в борьбе с нацистами, всемирным наследием ЮНЕСКО", - предлагается в петиции.
Но прислушаются ли к ЮНЕСКО и ООН в Латвии? Пока, судя по игнорированию Латвией обращений Комитета ООН по правам человека о приостановке сноса памятников борцам с нацистами, позиция официальной Риги заключается в том, чтобы не обращать внимания на международные организации.
Так, МИД Латвии перед сносом памятников борцам с нацизмом в Даугавпилсе направил в местную городскую думу разъяснение, что ООН Латвии не указ, а адресованное Латвии обращение Комитета ООН по правам человека о приостановке сноса памятников в городе не имеет для Латвии юридической силы.
Напомним, что первое подобное требование, обращение Комитета ООН к Латвии, было издано перед сносом памятника Освободителям Риги. Но пришло оно в Латвию с запозданием ровно на один день. Судя по тому, что рижские власти в экстренном порядке ускорили демонтаж монумента, их явно предупредили о подобном решении международной организации. После чего МИД Латвии просто развел руками, прокомментировав, что обсуждать нечего, так как памятник снесен.
После аналогичных решений Комитета ООН по правам человека в отношении других памятников борцам с нацистами, особенно в Даугавпилсе и Резекне, МИД Латвии решил сбросить овечью шкуру и прямо заявить, что исполнять решения Комитета Латвия не будет.
Вместе с тем в соседней Литве после подобного же решения Комитета ООН приостановили снос монументов антифашистам на Антакальнисском кладбище.
"Литва является правовым государством, она с уважением относится к международным обязательствам, поэтому она обращается в Комитет, представляя свои аргументы, и просит как можно скорее упразднить временные меры защиты", – заявила в этой связи министр юстиции Литвы Эвелина Добровольская.
Снос памятников в Латвии в этом году начался по инициативе Национального объединения и Консервативной партии. Ящик Пандоры открыла в конце апреля этого года руководимая поклонником эсэсовцев и влиятельным членом Национального объединения Эгилсом Хелманисом Огрская краевая дума, а затем эстафету приняла Елгавская краевая дума.
Так, 12 мая Сейм Латвии в нарушение международных обязательств Латвии, по инициативе позже проигравшей парламентские выборы Консервативной партии принял решение о незаконной приостановке действия статьи 13 российско-латвийского соглашения 1994 года по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики, под защитой которой находились памятники борцам с нацизмом в Латвии.
Любые изменения в соглашение 1994 года в соответствии со статьей 15 документа могут быть внесены лишь по согласованию сторон. А никакого механизма "приостановки" в соглашении не предусмотрено.
И это при том, что сам министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс в 2019-м, реагируя на акт вандализма в отношении памятника Освободителям, на котором неизвестными лицами была сделана надпись okupanti, написал в своем аккаунте в социальных сетях: "Этот мемориал является предметом соглашения между правительствами Латвийской Республики и Российской Федерации, подписанного в апреле 1994 года, в котором в статье 13 говорится, что оба государства обязуются обеспечивать поддержание, сохранение и доступность мемориалов и мест захоронения. Следовательно, такого рода действия недопустимы и омбудсмен должен реагировать соответствующим образом".
В том же 2019 году, когда Сейм обсуждал очередную петицию националистов о демонтаже памятника Освободителям, на заседании комиссий представитель МИД Латвии заявил, что статья 13 латвийско-российского соглашения 1994 года является неотъемлемой частью договора о выводе из Латвии российских войск и односторонний отказ от этой нормы ведет к "известным рискам".
После незаконного решения Сейма о "приостановке" действия статьи 13 соглашения 1994 года, кабмин Латвии принял постановление о демонтаже к 15 ноября 69 памятников героям борьбы с нацизмом. Местные власти перевыполнили план. К настоящему моменту в Латвии снесено уже более 120 монументов борцам с нацистами.
Напомним, что снос монументов борцам с нацизмом в Латвии подпадает под статью 243.4 УК РФ, которая в качестве преступления определяет "уничтожение либо повреждение расположенных на территории Российской Федерации или за её пределами воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества".