РИГА, 6 сен — Sputnik. Президент Латвии Эгилс Левитс ссылается на ложную интерпретацию исторических данных в вопросе об автокефальном статусе Латвийской православной церкви (ЛПЦ), заявил советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов РИА Новости.
Левитс внес в Сейм поправки к закону о Латвийской православной церкви, в соответствии с которыми "признается полностью самостоятельный и независимый (автокефальный) статус Латвийской православной церкви". По его словам, "отказ от какой-либо связи с Московским патриархом" важен для православных верующих в Латвии и национальной безопасности.
В заявлении говорится, что самостоятельный и независимый (автокефальный) статус Латвийской православной церкви исторически де-факто был установлен томосом от 6 (19) июля 1921 года, выданным Патриархом Московским и всея Руси Тихоном архиепископу Иоанну Рижскому (Поммеру), который возглавлял ЛПЦ в 1921-1934 годах, и постановлением кабинета министров от 8 октября 1926 года о статусе православной церкви.
"Статус самоуправляемой церкви - именно тот статус, который Латвийская православная церковь имела при архиепископе Иоанне Поммере и имеет ныне. Этот статус был подтвержден томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году. Для его достижения не требуются никакие законодательные перемены. В законе о положении Православной церкви, принятом латвийским Сеймом в 1926 году, проект которого был подготовлен самим архиепископом Иоанном и который упоминается в заявлении президента Латвии, речь шла о "правах самоуправления и самоопределения". Но это не был статус автокефалии, как ошибочно полагает господин Левитс", - сказал Балашов.
По его словам, Левитс принял решение об "автокефалии" с совершенно ложными историческими ссылками, создающими впечатление, будто ее поддерживал архиепископ Иоанн Поммер, почитаемый среди православных Латвии и причисленный к лику святых.
"Имея автономию в своих церковных делах, пользуясь полной свободой внутреннего самоуправления, Латвийская православная церковь сохраняла и сохраняет духовную связь со всей полнотой Русской православной церкви, не отсекается от нее. Именно таков был завет святого архиепископа Рижского Иоанна, который за свою верность церковному единству заплатил самой дорогой ценою", - подчеркнул Балашов.
Он напомнил, что после распада Российской империи и образования Латвийской Республики там началось преследование православия. Так, властями была конфискована и передана католикам резиденция Рижского архиерея, были изъяты десятки православных храмов, закрыты духовная семинария и духовное училище, "конфискована четвертая часть принадлежащих церкви зданий".
После принятия закона 1926 года положение Церкви несколько улучшилось, но не прекращалось политическое давление, направленное на полный разрыв ЛПЦ с Московским патриархатом, однако архиепископ Иоанн оставался неуступчивым.
В октябре 1934 года, вскоре после установления режима Улманиса, Иоанн Поммер был зверски убит. Это убийство до сих пор остается нераскрытым.
"И только после этого убийства, путем полицейского запрета на созыв Собора ЛПЦ в течение полутора лет, принудительной смены почти всего состава синода ЛПЦ по требованию МВД на "подходящих" лиц, замены устава ЛПЦ — в 1936 году латвийским властям удалось добиться (вместо просимой автокефалии) перевода Латвийской православной церкви в юрисдикцию Константинопольского патриархата, удержавшуюся в Латвии до 1940 года", - заключил Балашов.
В Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата напоминают, что автокефалию, то есть церковную независимость, может предоставить Латвийской православной церкви только Русская православная церковь, являющаяся для нее церковью-матерью, а вмешательство государства в дела церкви нарушает как церковное право, так и Конституцию Латвии.