РИГА, 30 авг — Sputnik. Компания Latvijas gāze в новые договоры, разосланные клиентам, включила оговорку о том, что она может и не поставить газ. В распоряжение газеты Neatkarīgā попало два договора купли-продажи природного газа LG.
В договоре, действовавшем до августа этого года, среди прочего говорится: "…учитывая, что: (а) Продавец по требованию Пользователя обязался гарантировать продажу Пользователю природного газа в объеме, запрошенном Пользователем в соответствии с настоящим договором по согласованной цене, и для выполнения обязательств Продавца, указанных в этом договоре, приобретает весь объем природного газа, оговоренный в этом договоре, соглашается заключить следующий Договор о торговле природным газом (именуемое в дальнейшем "Договор")..."
Недавно клиент получил новый договор от LG, в котором вышеизложенное звучит так: "(а) Пользователь проинформирован и согласен с тем, что положения настоящего договора не предусматривают обязательств Продавца поставлять Пользователю природный газ из Инчукалнского подземного хранилища газа (далее - ИПХГ) и обязательства, предусмотренные настоящим договором, Продавец берет на себя только при условии, что он может беспрепятственно получить природный газ от поставщика с использованием других точек поставки без перерыва..."
Вопреки букве закона
11 августа вступили в силу поправки к закону об энергетике. Они предусматривают создание стратегических запасов природного газа и обязывают LG не позднее 31 августа каждого года обеспечить хранение в Инчукалнском ПХГ природный газ в объеме, необходимом для потребления домашних хозяйств.
Однако компания заявила, что не сможет выполнить эти обязательства - природный газ, который Latvijas Gāze закачал в Инчукалнское ПХГ, в размере 1 миллиона 30 тысяч мегаватт-часов, ранее был же зарезервирован для других коммерсантов, согласно заключенным долгосрочным договорам поставки.
В ответ правительство заявило, что контракты LG его не интересуют и компания как публичный торговец должна обеспечить выполнение закона о резерве для домашних хозяйств.
Видимо, с этим и связаны изменения в договорах LG. Однако кому такие документы были разосланы, газета не уточняет. Имеются ли в виду те самые коммерческие клиенты, контракты с которыми государство не волнует, или домохозяйства, которые государство обещает обеспечить газом из запасов LG.
Должно быть возбуждено уголовное дело
Юрис Озолиньш, эксперт в области энергетики, утверждает, что коммерческое общество имеет право предлагать клиентам условия, соответствующие своим желаниям и возможностям. При этом он добавил, что воздерживается от оценки предложенных LG изменений в договоры с точки зрения закона.
Однако есть и радикальные мнения на этот счет. Например, присяжный адвокат Саулведис Варпиньш считает, что это явное преступление против государства и СГБ должна немедленно возбудить уголовное дело.
Варпиньш, ознакомившись с обоими договорами, прокомментировал ситуацию так: "В нашем распоряжении нет оригиналов договоров. Мы не знаем, аутентичны ли контракты или кто-то преднамеренно их распространил. В любом случае разумно попросить ответственные органы проверить такую возможность. Если предположить, что договоры правдивы, тут усматриваются два состава преступления.
Один по разделу "Преступления против государства", статья 89 Уголовного закона, причинение вреда. Принимая во внимание общую политическую ситуацию, можно увидеть национальную угрозу. Таким образом, расследование возможного уголовного правонарушения должно быть передано Службе государственной безопасности.
Второе – усматривается соответствие главе 19 Уголовного закона "Уголовные правонарушения в сфере народного хозяйства", статье 166 – "злоупотребление полномочиями и их превышение". Ответственные должностные лица несут уголовную ответственность. Это очень серьезно. Объявления (относящиеся к газовому рынку) были самые разные и очень странные. Если рассматривать эту картину в целом, то здесь могут иметь место два уровня ответственности.
Существует Регламент 2017/1938 Европейского парламента и Совета от 25 октября 2017 года "О мерах по безопасности и защите газоснабжения". Настоящее Положение вступило в силу с 1 ноября 2017 года. Но в нашей стране реализация этого постановления началась только 9 августа 2022 года, когда кабинетом министров были приняты правила № 503. Итак, реализация постановления произошла через пять лет, когда уже вода начала в рот набираться, и только тогда чиновники начали что-то делать. Таким образом, здесь можно говорить об ответственности должностных лиц.
С другой стороны, в связи с этими двумя контрактами работа СГБ сводилась бы к немедленному возбуждению уголовного дела, а не к проведению каких-либо ведомственных проверок. Это было бы абсурдно. Они не предусматривают процессуальных действий. В рамках проверок вместо процессуально подтвержденных показаний могут приниматься объяснения, когда свидетеля предупреждают об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. В этом случае возбуждение ведомственной проверки будет возможностью для лиц избежать уголовной ответственности. Лица смогут скрыть данные, скрыть переписку, скрыть улики. Здесь необходимо немедленно начать процессуальные действия – должны быть произведены обыски, изъятия. Иначе получится, что все компьютеры сгорели, программы слетели, и концы в воду".
В интересах посредников, связанных с Россией
Присяжный адвокат, специалист в области коммерческого права, пожелавший остаться неизвестным, ознакомившись с обоими договорами, пояснил: "С точки зрения частного права такой договор купли-продажи природного газа фактически не имеет юридической силы. Это не дает покупателю газа каких-либо прав по отношению к Latvijas gāze, а Latvijas gāze не имеет обязательств перед покупателем. Договор не имеет юридической силы, так как не создает обязательного для исполнения обязательства Latvijas gāze продавать газ потребителю, поскольку Latvijas gāze может свободно выбирать, выполнять договор или нет. Регулирование Гражданского закона в отношении договоров, в которых должник может по своему выбору исполнять или не исполнять их, однозначно – статья 1416 Гражданского закона гласит, что "предмет обязательства, как и само его исполнение, не может быть оставлен исключительно на усмотрение должника".
В предлагаемых Latvijas gāze договорах купли-продажи природного газа обещание продавать газ звучит примерно так: Latvijas gāze будет продавать газ своим клиентам только в том случае, если получило его от неизвестного поставщика, и сможет его поставлять потребителю с использованием не Инчукалнского ПХГ, а других, в договорах не названных, технических пунктов поставки, поэтому неизвестно, существуют ли они вообще. Иными словами, если вдруг из ниоткуда появится газ, если из ниоткуда появятся другие варианты хранения и подачи газа, которые сейчас невозможно описать даже в общих чертах, то газ будет продаваться. Такие обещания мог дать кто угодно, даже тетка, торгующая ягодами и грибами на Рижском центральном рынке. Ее обещание имело бы те же последствия, что и обещание Latvijas gāze, — никаких.
Стоит отметить, что Latvijas gāze в договорах особо подчеркивает, что Инчукалнское ПХГ, вопреки закону об энергетике, больше не будет использоваться для хранения газа клиентов. Понятно, что газ в Инчукалнсе был передан другим, более важным покупателям Latvijas gāze, для политико-экономических игр — скорее всего, посредникам, подконтрольным России".