На прошлой неделе в Испании вступили в силу меры по экономии электричества. Кондиционеры должны быть установлены на 27 градусов Цельсия, освещение витрин надо будет выключать в 10 часов вечера, а в государственных зданиях придется убавить освещение.
Эти меры вызвали острые споры между центральным правительством, региональными администрациями и популярными туристическими направлениями типа Мадрида, где ночная жизнь после девяти вечера только начинается.
Это наглядное свидетельство того, насколько плохо – эмоционально и практически – европейцы подготовились к зиме, которая может стать самой темной на континенте за много лет.
Глава мадридского региона Исабель Диас Аюсо – одна из главных противниц новых правил. Она прославилась тем, что во время пандемии не закрывала город для бизнеса. Сейчас она утверждает, что сбережение энергии уничтожит рабочие места, отпугнет туристов и будет создавать проблемы общественной безопасности.
И в ее доводах есть рациональное зерно - испанское правительство приняло меры экономии в спешке, не заручившись согласием людей и не представив убедительные аргументы о том, почему реагировать на зимний кризис надо уже летом.
Во Франции президент Эммануэль Макрон намерен обнародовать план "энергетической умеренности", который, по сути дела, станет клоном испанских мер. Он наверняка столкнется с таким же сопротивлением.
Германия, вероятнее всего, больше всех почувствует суровую русскую зиму. Федеральное сетевое агентство, являющееся национальным регулятором в сфере электроэнергетики, призывает немцев сократить потребление и начать откладывать деньги на оплату зимних счетов. Однако канцлер Олаф Шольц отмахивается от опасений СМИ по поводу зимних невзгод.
В Италии временно исполняющий обязанности премьер-министра Марио Драги спровоцировал скандал, когда заявил, что итальянцам придется выбирать: либо пользоваться кондиционерами, либо помогать Украине. Однако сейчас в стране идет предвыборная кампания, и ни один кандидат не говорит об этом. Когда придет зима, расплата будет тяжелой, а реакция неподготовленного электората – непредсказуемой.
Европейские власти долгие месяцы уклоняются от всякой дискуссии на эту тему. Во-первых, им очень хотелось спасти летний туристический сезон, во-вторых, не хотелось провоцировать панику среди потребителей. Тревога, долгое время скрывавшаяся за закрытыми дверьми, вышла наружу только в июле - немного поздно для того, чтобы смотреть в глаза правде, которую политики по-прежнему скрывают.
И вот результат. Простые европейские граждане не в полной мере осознают, чем им грозит предстоящая зима.
То обстоятельство, что просьба приглушить свет и меньше пользоваться кондиционерами вызвала острые дебаты, не сулит ничего хорошего. Придет декабрь, и вся эта суета покажется чепухой. Страшно представить, какими последствиями это грозит семьям с низкими доходами, которые будут вынуждены выбирать между едой и отоплением.