РИГА, 20 июл — Sputnik. Торгпред РФ в Хельсинки Антон Логинов рассказал о состоянии отношений двух стран в области бизнеса и туризма. По его словам, предпринимаются попытки разрешить некоторые вопросы с участием финского МИД и банков, а по вопросу разрыва контракта на строительство АЭС "Ханхикиви-1" РФ обратится в международный арбитраж, передает РИА Новости.
Бизнес, торговля, логистика
По словам Логинова, более 140 финских компаний вынуждены были в той или иной степени сократить деятельность в России после начала военной операции на Украине. Сделали они это отнюдь не из соображений экономики.
"На наш взгляд, финский бизнес принимает подобные решения именно исходя из давления со стороны акционеров и общественного мнения", - сказал российский торгпред.
Он отметил, что масла в огонь подливают и финские СМИ, которые публикуют списки компаний, которые, несмотря на давление, не свернули полностью операции в РФ.
"Репутация страдает, и, соответственно, идет снижение стоимости акций, если это крупная или средняя компания, котирующаяся на Хельсинкской бирже. При этом, когда компания вдруг заявляет, что уходит из РФ – бросает имущественные активы, разрывает прибыльные сделки, – вопреки логике акции начинают расти. Все от обратного идет", – добавил Логинов.
Он отметил, что некоторые компании все же смогли сохранить производственные площадки и контракты в России. Однако названий он не стал приводить, чтобы предприятия не подверглись травле в Финляндии.
Также продолжают работу в Финляндии и российские компании – их более 20, и товарооборот между странами даже показывает рост, что обусловлено увеличением российского экспорта в Финляндию в стоимостном выражении. В январе – мае он составил 4,8 миллиарда долларов, что на 35% выше показателей 2021 года. Увеличился экспорт российских азотных удобрений в Финляндию, природного газа, нефтепродуктов, электроэнергии, никелевого штейна, железной руды. Снизились поставки сырья: нефти, круглого леса, щепы, металлолома.
По словам торгпреда, несмотря на сложную ситуацию, финские импортеры заинтересованы в продвижении качественной российской пищевой продукции, не подпавшей под санкции. Логинов также отметил, что до запрета на продажу крепкого алкоголя из РФ российская водка была очень популярна в Финляндии, как и краснодарские вина, отмечался интерес к произведенным в России джинну, коньяку и даже виски. После запрета пострадали не только российские экспортеры, но и финские компании, субъекты малого и среднего бизнеса. "Также и Ассоциация ресторанного и гостиничного бизнеса рекомендовала своим членам прекратить продажу российских напитков и продуктов питания", – добавил он.
Торгпред также прокомментировал вопрос ареста в Финляндии российских вагонов – как груженых, так и порожних – всего около 800. По его словам, действия финского государственного железнодорожного оператора VR Group нельзя назвать разумными и дальновидными. "В свете заявлений о стремлении к сворачиванию грузоперевозок очевидно, что это делается под давлением государства как основного акционера компании", - считает Логинов.
Он отметил, что критериями задержания вагонов для Финляндии являются присутствие грузоотправителя, получателя или владельца вагона в санкционных списках ЕС. Определяющим для финских властей относительно необходимости задержания вагона или груза будет являться решение уполномоченного органа - МИД Финляндии, поэтому российское торгпредство помогает российским компаниям установить контакты со специалистами финского МИД, которые дают ответ с обоснованием задержания, а дальше можно либо обращаться в суд, либо получить документ, снимающий ограничение на использование подвижного состава.
Электроэнергия, газ, АЭС
Финляндия отказалась оплачивать российский трубопроводный газ в рублях, но поставки сжиженного природного газа продолжаются, заявил Логинов.
"Есть один принципиальный момент - финны отказались от трубопроводного газа в связи с несогласием по условиям оплаты в рублях. Тем не менее у них сохраняется контракт на поставку СПГ с терминала Ленинградской области, поставки в Финляндию продолжаются", - сказал он.
Логинов указал, что финны надеются восполнить потерю российского газа при помощи поставок по трубопроводу Balticconnector и фрахтования американского плавучего СПГ-терминала, который прибудет в декабре. Правда, об источниках поступления газа в Финляндии, по мнению Логинова, нет точного понятия.
Логинов также указал, что Россия готова возобновить поставки электроэнергии в Финляндию, если будет разморожен счет "дочки" Интер РАО.
"Сейчас Финляндия переиграла все правила... отказались от закупки электроэнергии. RAO Nordic... была вынуждена приостановить импорт электроэнергии с 14-го числа. Компания ведет переговоры с финским банком по разморозке счета", - сказал Логинов.
Вопиющим случаем назвал Логинов решение Финляндии разорвать контракт с Росатомом на строительство АЭС "Ханхикиви-1".
По словам Логинова, строительные работы на площадке могли начаться уже до конца года, было законтрактовано 90% оборудования, вложено порядка 1,7 миллиарда евро, причем российская сторона свои обязательства исполняла в полном объеме.
"И вдруг финская сторона приняла такое решение. Я знаю, что "Росатом" пытался решить вопрос путем переговоров, было несколько попыток выйти на диалог. Но с финской стороны это предложение не нашло понимания, значит, делом займется международный арбитраж, и мы надеемся, что, даже несмотря на текущую непростую ситуацию, данное дело будет рассмотрено беспристрастно", - сказал Логинов.
Авиаперевозки
Хельсинки может стать хабом для перелетов российских и иностранных туристов, считает Антон Логинов.
"После снятия коронавирусных ограничений в Европе, как Finnair, так и другие европейские компании возобновили полеты в полном объеме. В связи с отменой противоэпидемических ограничений на сухопутной границе с 15 июля не исключаем, что Хельсинки может стать определенным хабом для российских и иностранных туристов", - сказал Логинов.
Также он отметил, что закрытие неба для полетов в Азию через территорию РФ поставило под вопрос рентабельность ряда рейсов Finnair на этом направлении.
"Нельзя не отметить, что теперь у Finnair есть сложности с полетами в Азию в связи с закрытием воздушного пространства РФ, что прибавило порядка 40% к времени полета по ряду рейсов и поставило под вопрос саму их рентабельность", - сказал российский торгпред.