РИГА, 16 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. В правительстве и Сейме Латвии на этой неделе были приняты сразу несколько решений, касающихся энергетического сектора - природного газа, электроэнергии и даже торфа. При этом пока ничто не свидетельствует о том, что активность кабинета министров поможет снизить расходы жителей на энергоресурсы.
Первое и, пожалуй, главное. Представители партий правительственной коалиции на этой неделе признали, что накопленных в Инчукалнсе запасов природного газа хватит до нового года. Что делать дальше – точных планов так и нет.
Наиболее вероятный вариант, как считают в коалиции, во второй половине осени, когда в Эстонии заработает терминал СПГ в Палдиски, закупать сжиженный газ там.
При этом, на вопросы СМИ о том, хватит ли Латвии газа хотя бы до середины весны, на отопительный сезон, премьер Латвии Кришьянис Кариньш ответил уклончиво, что, мол, правительство уже поручило предприятию Latvenergo закупить природного газа в объеме 3,8 TWh и, со слов премьера, предприятие выполнило поручение: газ с двух газовозов уже закачан в хранилище в Инчукалнсе.
В третьем квартале этого года ожидается еще два танкера – через Клайпедский терминал СПГ. Этого объема, с учетом уже имеющихся запасов, по мнению Кариньша, должно хватить на 2022 год и на начало следующего года.
"За кадром" остались два, пожалуй, главных вопроса – за какую цену был приобретен газ и у какого поставщика?
Решения коалиции в дальнейшем выразились в тех законопроектах и решениях, которые позднее приняли Сейм и правительство.
В парламенте в окончательном чтении были приняты поправки к "Закону об энергетике". Они предусматривают создание стратегических резервов газа – необходимое его количество для нужд защищенных пользователей (госпредприятия, инфраструктура и домохозяйства) должно отныне запасаться в Инчукалнском газохранилище до конца августа с расчетом до 30 апреля следующего года.
В тех же поправках к "Закону об энергетике", кстати, значится, что отказ от использования Латвией газа из России произойдет 31 декабря 2022 года. Довольно долгий "переходный период", учитывая, что в первом чтении поправки рассматривались еще весной.
Свое удивление тем, что дата "отказа" перенесена на столь долгий срок, выразил с трибуны депутат (и бывший министр экономики) Ральф Немиро: "Если бы закон вступил в силу (тогда), то уже сейчас мы бы не покупали природный газ из России, то есть, не спонсировали бы Российскую Федерацию в размере 400 миллионов евро в год, что эквивалентно выпуску 100 танков. И можно было бы сказать, что мы сделали все возможное. Но сейчас дата перенесена на 1 января 2023 года. У меня вопрос – что произошло, что дата была перенесена? Во-вторых, у общественности нет никакой информации о том, что должно измениться после 1 января 2023 года? Есть ли у депутатов, у общества, какие-то расчеты, которые свидетельствуют о том, что ситуация кардинально изменится 1 января 2023 года?"
При этом, депутат заявил, что у правительства имеется стратегия действий после отказа от российского газа, как обеспечить страну энергоресурсами в необходимом количестве.
Депутат Викторс Валайнис указал на интересную ситуацию, которая сложилась в газовом хозяйстве страны, после соединения магистралей с литовской стороной.
С одной стороны, отметил он, теперь закачивать литовский газ в Латвию может любой предприниматель. Однако, этого не происходит: "По этим трубам уже месяц не прокачивается ни одного кубометра газа, этого не происходит, поскольку кто-то уже зарезервировал эти мощности. И все это происходит на фоне того, что в нашем газохранилище, по сути, не хватает газа… Я, конечно, поддержу этот законопроект, но считаю, что правительство не сделало ничего, чтобы подготовиться к этой зиме. Сейчас правительство принимает популистские решения, но не ищет способа решения проблемы".
Если уж запрещать импорт энергоресурсов в страну, то, логично, что необходимо развивать местные мощности хотя бы в доступных объемах. Не так давно, правительство разрешило рубить на дрова и щепу молодой лес, чем вызвало негодование со стороны "зеленых" организаций.
А на этой неделе, руководствуясь "зеленым курсом", кабинет министров принял решение запретить использование торфа для отопления с 2030 года.
Правительство не смутило то, что в отрасли торфопереработки в Латвии заняты около 2000 человек, а в год только в виде налогов торфорпереработчики выплачивают в бюджет около 20 миллионов евро. Экспорт торфа составляет почти 1,5% всего экспорта Латвии. Впрочем, на отопление уходят около 1,4% добываемого торфа, остальное идет на удобрения в сельское хозяйство.
Министр среды Артурс Том Плешс заявил, что добыча торфа производит слишком большую эмиссию парниковых газов, поэтому ее нужно сокращать. Тем более, что на отказ от отопления торфом можно получить из Европы в перспективе более 180 миллионов евро.
А вот Ассоциация торфоразработчиков Латвии уверена в обратном. Торф – местный ресурс. И если бы были созданы его запасы, то уже нынешний энергетический кризис переживался бы легче.
Впереди, без сомнения, новые энергетические кризисы, и добычу торфа сокращать нельзя, заявила представитель ассоциации Даце Озола на заседании правительства: "Торф является национальным ресурсом Латвии и обеспечивает человека пропитанием и теплом. Если мы говорим об ограничении добычи торфа для отопления, мы говорим и о тепле – в этом году и в следующих. В кризисных ситуациях мы должны иметь возможность пользоваться своим торфом". По расчетам ассоциации, в Латвии ежегодно можно добывать до 700 000 тонн торфа для нужд отопления, что суммарно дало бы примерно 2 миллиона MWh энергии.
Пока правительство согласилось на консенсус – отопление торфом запретить, но попросить сохранить его на период энергетического кризиса.
Видно, что решения, принимаемые Кабинета министров, направлены на какие-то более отдаленные, стратегические цели, нежели на решение насущных проблем скорого отопительного сезона. Законодательный порядок монтажа солнечных батарей на частных и многоквартирных домах, поддержка бизнесменов, которые будут строить мощные парки ветрогенераторов, и даже концепция использования ядерной энергии, которая должны быть готова в следующем году – безусловно, важные направления работы. Но они никак не сократят счета за отопления людей осенью-зимой этого года.