Российский летчик Константин Ярошенко провел 12 лет в американской тюрьме по сфабрикованному обвинению. Американские спецслужбы арестовали его в 2010 году в Либерии в обход международно-правовых норм. Российский консул впервые был допущен к Ярошенко только через четыре года.
Американское правительство по сути держало его в заложниках: россиянин несколько раз заявлял о своей полной невиновности и чудовищных условиях содержания. В апреле этого года Константина Ярошенко обменяли на осужденного в России американца Тревора Рида, и ему удалось вернуться на Родину.
Двенадцать лет рабства
После освобождения, которого не ожидали даже в России, Константин рассказал, с чего началось его задержание американскими спецслужбами.
"Американские спецслужбы, начиная с 2009 года, фабриковали против меня дело. Кажется, это длилось около месяца. Задержали, а по сути похитили, меня в Либерии. Ни к каким наркотикам я никогда не имел отношения. Меня, как гражданина России, оболгало американское правительство, оболгали американские СМИ. Затем меня переправили в США - и по сфальсифицированному уголовному делу осудили на 20 лет. Они принуждали меня к сотрудничеству, даче нужных им показаний. Это всё факты, которые я за 12 лет смог доказать", - начал рассказ Ярошенко.
Нарушение базовых прав человека
Константин Ярошенко, в свою очередь, особо подчеркнул, что Вашингтон все эти годы - от задержания до освобождения - самым циничным образом нарушал права человека.
"Американские власти и весь западный мир регулярно обвиняют Россию в нарушении прав человека, прав заключенных. Но почему-то никто из них не хочет вспоминать, как я был похищен, как они меня пытали. Меня ведь арестовали на территории третьей страны без каких-либо юридических процедур, без уведомления российской стороны, в нарушение абсолютно всех норм международного права", - объясняет летчик.
Российский летчик Константин Ярошенко с женой Викторией на встрече с уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой
© Sputnik / Виталий Белоусов
/ При этом в американской тюрьме у Константина появились серьезные проблемы со здоровьем. Американская сторона предпочитает их не связывать с условиями содержания российского узника. Но если бы в дело не вмешался глава российского МИД Сергей Лавров, Константину Ярошенко не оказали бы даже остро необходимой медицинской помощи.
"Когда мне требовалась достаточно сложная операция, американская сторона согласилась оказать мне хоть какую-то медицинскую помощь только в результате жесткого давления главы МИД РФ Сергея Лаврова. Но, опять же, меня вывезли на один день, сделали операцию - и сразу же, как животное, отправили обратно в тюрьму. Я могу констатировать и много других фактов грубого нарушения как прав человека, так и основного международного законодательства", - поделился он.
В карцер за звонок
Константин Ярошенко рассказал, как в тюрьме его наказывали за звонки в российские СМИ, хотя по американскому законодательству он имел право на 300 минут телефонных разговоров с кем угодно. Наказанием было перемещение Константина в одиночный карцер. Такое заключение могло длиться несколько недель.
"Когда мне давали по американскому законодательству право на 300 минут звонков, я звонил в российские СМИ. Им я рассказывал, что со мной на самом деле происходит, передавал какие-то факты. И буквально сразу же после этого меня закрывали в карцер на длительное время. Так было каждый раз", - сказал Константин Ярошенко.
Гуманитарные организации молчали
При этом, по словам Ярошенко, ООН и Красный Крест по сей день не ответили ни на один запрос по его делу. Хотя заявки подавали как его личный адвокат, так и МИД РФ.
"Западные организации, которые занимаются вопросами прав человека - ООН и Красный Крест - почему-то отмалчиваются, когда речь заходит о правах граждан России. Они ничего не видели и не замечали - точнее, не хотели этого делать в отношении меня. Хотя и мой адвокат, и МИД РФ послали им сотни, если не тысячи, запросов и необходимых документов. Ответа на эти запросы и обращения мы не получили до сих пор. Более того, ни о каком правосудии или о справедливом суде в США, по крайней мере, в отношении российских граждан, речи быть не может. Все строится на тотальной лжи, фальсификациях и сфабрикованных делах", - подытожил он.
Взгляд из переговорной МИД
В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова поделилась воспоминаниями о переговорах российского министра иностранных дел с американскими коллегами, где из года в год, помимо прочего, обсуждалась и судьба Константина Ярошенко.
"Я лично присутствовала на встречах российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с американскими коллегами. И, можете себе представить, эта тема обсуждалась на уровне глав МИД, еще когда госсекретарем США была Хиллари Клинтон. Все ведь началось еще больше 10 лет назад. Вы же понимаете, дипломаты уполномочены главами государств обсуждать вопросы стратегической безопасности и стабильности, возникающие глобальные вопросы. И при этом неизменно обсуждалось состояние Константина", - сказала Захарова.
Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова
© Sputnik / Пресс-служба МИД РФ
/ Она подчеркнула, что глава российского МИД лично отстаивал освобождение невиновного соотечественника.
"Просто представьте: министр иностранных дел одной страны убеждает министра иностранных дел страны, которая себя позиционирует центром демократии и апологетом прав человека, в необходимости экстренно оказать человеку помощь, сделать операцию. Самое удивительное, после тех переговоров я знаю все диагнозы Константина: не потому что я член его семьи или его адвокат, а потому что МИД много лет занимался его личными проблемами в американской тюрьме. Еще раз подчеркну, этот вопрос решался лично Сергеем Лавровым. Получается все-таки удивительное дело, когда ты лично являешься участником всех этих событий", - отметила Захарова.
При этом положение летчика в американской тюрьме становилось предметом обсуждения не только на очных встречах: Лавров мог позвонить в Вашингтон, когда в Москве была ночь, если это было необходимо.
"Я очень хорошо помню один ночной разговор, после которого пошли новости об изменении ситуации с Константином. И, надо отдать должное, наши журналисты очень последовательно разбирали ситуацию, в отличие от американской "свободной" прессы. Наши журналисты моментально давали информацию от его адвоката - а это даже быстрее, чем по дипломатическим каналам. Мы зачастую параллельно с журналистами получали информацию об ухудшении здоровья Константина, передавали их Сергею Викторовичу, и он даже ночью звонил в Вашингтон, запускал необходимые процедуры", - пояснила Захарова.
При этом официальный представитель российского МИД выразила надежду, что Константин Ярошенко когда-нибудь напишет книгу, где расскажет все подробности своего несправедливого заключения в США. "Нам же говорят, что это все пропаганда, ничего такого просто не существует", - заключила она.
Однако Константин Ярошенко - далеко не единственный гражданин России, который находится в американской тюрьме по сфабрикованному обвинению. По аналогичной схеме в руки американской судебной системы в 2012 году попал Виктор Бут - его обвинили в незаконной торговле оружием. МИД России до сих пор работает над его освобождением.