РИГА, 22 июн — Sputnik. Комитет Рижской думы на этой неделе заслушал доклад о возможностях развития парка Победы после сноса памятника Освободителям. Несмотря на то, что дата сноса памятника по-прежнему скрывается, во избежание провокаций, разработаны рекомендации, которые, правда, тоже можно назвать провокационными.
В частности, на месте монумента предполагают сделать водоем, чтобы не дать людям возможности собираться там.
В еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин обсуждают эту и другие громкие новости.
Такие "разные" памятники легионерам СС
Линдерман отметил, что ходят слухи о том, что памятник Освободителям Риги планируют снести уже в июле - путем направленного взрыва.
Далее публицист обратил внимание на сам закон, который разрешил снос памятника. Линдерман отмечает, что закон ради приличия запрещает памятники, которые прославляют как Советский Союз, так и нацистскую Германию. Но эта беспардонная уравниловка сделана по принципу - открыт сезон охоты на животных и вампиров, но только вампиров не существует.
В Латвии нет памятников, прославляющих германский национал-социализм, но есть памятники, прославляющие латышский нацизм, отмечает публицист. Правда, историю в Латвии переписали так, что латышей-нацистов в принципе никогда не существовало. Это такая латвийская версия.
"То есть это выглядит так - в одном карательном подразделении служат немецкий и латышский эсэсовцы, но немецкий эсэсовец будет считаться военным преступником, а латышский - борцом за свободу Латвии", - пояснил этот абсурд Линдерман.
И памятников этим "борцам за свободу" в Латвии хватает, а также памятников латышскому легиону СС.
К примеру, памятник штурмбаннфюреру СС Янису Озолсу, установленный на Лиепайском шоссе, где, нет, не штурмбаннфюрер, а майор Озолс (так написано на памятнике) вел бой против частей Красной армии. Так что снос подобных памятников очень маловероятен, скорее, вообще невероятен в Латвии.
Зато, что касается памятников советским героям-освободителям, в Латвии все куда проще. Дошло уже до того, что в Екабпилсе позволили себе уничтожить памятник над захоронением, что категорически неприемлемо ни по каким нормам.
Это то самое захоронение, с которого ранее исчезла пушка, еще до того, как латвийские власти позволили себе русофобский беспредел по полной программе.
Свежий закон о сносе памятников, принятый Сеймом, запрещает разорять могилы, хватило совести, но в Екабпилсе подсуетились еще до принятия закона и снесли памятник.
Линдерман отмечает, что непосредственно под памятником захоронения нет. Но трое человек - генерал-майор и два полковника гвардии артиллерии, погибшие в 1944 году, освобождая Екабпилс от нацистов, захоронены неподалеку.
"Но если подходить по-людски, то это все равно фактически памятник - надгробие. Вообще не принято даже памятники над врагами разорять. То есть любые силы всех конфликтов всегда считали это сакральным. Если это и делалось, то не как акт вандализма, а аккуратно, какой-то перенос тел и так далее. А тут, не считаясь ни с какими эмоциями, снесли памятник и разорили могилу. Тут слов нет, до такого момента мы дожили", - констатировал Линдерман.
Как "парень с флагом" оказался на свободе?
Есть, впрочем, и хорошая новость - одна маленькая уступка в русофобской латышской кампании. Парень с флагом - Александр Дубяго - был отпущен на свободу.
Напомним, что юноша 10 мая вышел к памятнику Освободителям Риги с российским государственным флагом, который в Латвии не запрещен. Тем не менее Александра задержали и отправили в тюрьму на два месяца. Теперь Дубяго вышел на свободу, хотя нелепые обвинения с него не сняли.
"Я считаю, что это очень хорошие новости. Но объяснение тут простое. Это не какой-то там поворот в политике. Просто дело было настолько на пустом месте - там не было признаков преступления. Молодой человек поднял российский флаг, который не запрещен, и произнес несколько прочувственных слов благодарности в адрес предков, которые спасли человечество от нацизма. И никакой связи с Украиной в его словах не было вообще, а его попытались привлечь по статье, по которой карается оправдание спецоперации России на Украине. Почему его держали в тюрьме, когда дело состряпали вообще на пустом месте? Потому что рассчитывали выжать из него информацию - реальную или нет, не важно, информацию о том, что все это было сделано по команде из России. Тогда появляется другая статья - сотрудничество с враждебным государством в целях разрушения Латвии", - предполагает Линдерман.
По мнению публициста, Дубяго месяц с лишним держали в тюрьме, пытаясь надавить на него, чтобы он признался в каких-то контактах с Россией. А он учится в России, в колледже, дистанционно. И даже, отмечает Линдерман, есть версия, что якобы этот колледж под патронажем ФСБ, ГРУ и там с юности готовят каких-то агентов и так далее.
"В общем, такой вот бред. Но зато понятно, как работают полиция, спецслужбы - они подстраиваются под модную тему и получают звездочки на погоны. Тема такая, что Россия имеет влияние на местных русских, и они такие зомбированные выполняют здесь "распоряжения Путина". Но Александр проявил стойкость и не дал против себя никаких ложных показаний, его немножко помучили в тюрьме и выпустили. И я думаю, что дело его тоже закроют. Потому что слона можно сделать из мухи, а тут нет даже мухи, нет события, за которое можно зацепиться. При этом в Латвии около 100 уголовных дел возбуждено, связанных с Украиной. И в других случаях они цепляются за какие -то высказывания, за то, что человек где-то в интернете, в социальных сетях высказал какое-то мнение", - пояснил Линдерман.
Фашистские высказывания президента
В параллель к русофобским уголовным делам с высоких трибун в Латвии продолжают звучать русофобские высказывания. Снова выступил президент Латвии Эгилс Левитс. Он считает, что надо запретить требовать знание языка при устройстве на работу. Понятно, конечно, какого языка - русского.
Еще он обратился к нелатышской части общества, посоветовав им интегрироваться, чтобы "стать нормальными".
Линдерман отмечает, что Левитс и весь латышский истеблишмент перестали стесняться фашистских высказываний. Ведь высказывание Левитса как раз отражает все то, с чем политики, юристы стали бороться после Второй мировой войны. А они работали над тем, чтобы запретить пропаганду всякого рода исключительности, надменности по отношению к людям иного цвета кожи, формы носа, языка, культуры. Это была огромная проделанная работа, и сейчас все это обваливается.
"Президент страны, не какой-то там перканкрустовец-маргинал, предлагает русским стать "нормальными". То есть происходит освобождение человечества от этих норм. И это поход против всего русского мира. Против культуры, против символов, против привычек, ритуалов. Против тех, кто не принадлежит к русскому миру, но интересуется культурой. И все это сейчас подвергается массированной атаке. И лидеры этой атаки - Украина и три страны Балтии. Да, возможно, их дергают за ниточки со стороны Великобритании и США. Но в тех странах такого нет. Прибалтика - это авангард, ударный отряд, который взял на себя роль лидера антирусского нашествия. Это большая трагедия", - констатирует Линдерман.
Куда смотрит ЕСПЧ?
Тем временем было опубликовано исследование о ситуации на границе Латвии с Беларусью в отношении иракских беженцев, негуманному отношению к ним со стороны пограничников. Погранохрана все отрицает. Так что, похоже на то, что никаких разбирательств не будет. Но факт остается фактом.
"Исследование абсолютно убедительное. И я хочу сказать об одном. То, что сейчас рушится, это разрушается весь правовой фундамент той цивилизации, что была до сих пор. Разрушаются те принципы, которые как раз западная цивилизация называла своей основой. На примере беженцев как раз все хорошо видно", - объясняет публицист.
В чем суть такого гуманного подхода? Беженцы никогда не рассматривались как однородная масса. Любой из них мог подать заявление о том, что он просит защиты. То есть он бежит откуда-то из страны, где ему плохо, где его преследуют, и просит защиты. И каждое заявление должно быть рассмотрено. Не важно, в дальнейшем дадут ему защиту или нет.
"Вот три беженца - x, y, z. Выясняется, что первый действительно связан с терроризмом, значит, его не принимают. Второй, допустим, бежит из страны , где нет преследований. Он тоже мимо. А третий, к примеру, действительно бежит из страны, где людей его национальности преследуют. Значит, он получает убежище. И была группа людей, которые занимались именно этими делами. А теперь получается, что вся группа беженцев воспринимается как группа солдат гибридной войны", - рассказывает публицист.
Но правильный подход, подчеркивает Линдерман, заключается в том, что есть человек, его надо накормить, обеспечить необходимым минимумом, медицинской помощью, крышей над головой, не дать ему замерзнуть, и дальше рассмотреть его заявку.
"Далее, если его заявку нельзя удовлетворить, то, согласно закону, человека можно выслать обратно в его страну. То есть приговор может быть любой, но он должен быть либо по закону, либо по беспределу. И то, что сделала с беженцами Латвия, это называется по беспределу. Несколько лет назад ЕСПЧ наказал бы Латвию за это, но сейчас, когда Латвия превратилась для старого Запада в необходимый форпост противостояния с Россией, все эти дела отложены", - констатирует Линдерман.
Линдерман также отметил удивительный факт, который он узнал. Сейчас не принимаются жалобы в ЕСПЧ на Украину. Не важно, исходят они от граждан Украины или от иностранцев. То есть ЕСПЧ признал Украину ангелом, что она не нарушает ничего. И, скорее всего, так же поступят с прибалтийскими странами.
Прощай, русский мир?
На Украине, между прочим, приняли решение убрать всю русскую литературу и музыку. Одновременно в Латвии Сейм принял поправки о прекращении образования на русском языке в течение трех лет. Совпадение?
"Я уверен, что прибалтийские страны консультируют Украину по части дерусификации территории. Так что определенно можно сказать, что некая координация этих действий есть. В Латвии накоплен самый большой опыт этой самой дерусификации за счет большого количества русских. А вообще это полное уничтожение всего, где стоит слово "русский", - подчеркивает Линдерман.
Публицист также обратился к русским, которые сейчас кричат "Слава Украине!". Он задает вопрос, как можно это говорить государству, которое уничтожает русскую культуру? Значит, она не очень дорога тем, кто выкрикивает это лозунг?
Являясь частью русской культуры, как можно ратовать за страну, которая выступает за прекращение ее существования? При этом эти люди по-прежнему считают себя русскими. Как в их головах это все укладывается, удивляется Линдерман.
Хотя, как отмечает публицист, в Европе не все потеряли еще разум, и там постепенно формируется партия переговоров. Нельзя сказать, что президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги хотят мира, но они хотят снижения накала конфликта и хотят запустить какой-то переговорный процесс.