Чтобы решение выглядело сбалансированным и политкорректным, в нем указано, что демонтажу подлежат и памятники, прославляющие нацизм. Есть ли такие в Латвии?
Был штурмбаннфюрер, стал майор
И тут мы приходим к одному любопытному выводу. Который вроде бы всем давно известен, но недостаточно осмыслен.
Если понимать под нацизмом исключительно идеологию и практику германского национал-социализма, то таких памятников в Латвии нет.
Зато есть памятники, прославляющие нацизм местного разлива.
Вот, например, памятник штурмбаннфюреру Янису Озолсу, воевавшему в составе 19-й латышской дивизии СС. Стоит на обочине Лиепайского шоссе. Его обнаружил дотошный латвийский историк Александр Ржавин.
Памятником Озолсу является щиток артиллерийского орудия. Надпись на памятнике гласит: "Здесь 23 декабря 1944 года прорыв фронта удержал артиллерийский дивизион майора Озолcа. 7-й полк".
Обратим внимание на воинское звание – майор. У эсэсовцев не было такого звания. Но слово "штурмбаннфюрер" слишком уж отдает нацизмом... Поэтому поменяли на майора.
После войны Озолс подался в лес, партизанил, был арестован и умер в Воркуте. Это я к тому, что памятник не является надгробием, и его снос не был бы кощунством. А только лишь исполнением принятого 16 июня закона.
Два нацизма: хороший свой и плохой чужой
Но дело в том, что, согласно официальной версии истории, латышского нацизма просто никогда не существовало! Немецкий, да, существовал, а латышский – нет, не знаем такого.
Даже если бы гражданин Третьего рейха и гражданин Латвии оказались во время войны в одном карательном подразделении и совершали одни и те же злодеяния, первый считался бы нацистским преступником, а второй – борцом за свободу Отчизны.
Поэтому никто, конечно, не будет сносить памятники эсэсовцам в Латвии. Ведь это свои, родные, хорошие эсэсовцы. Не имеющие ничего общего с теми немецкими злодеями в черных мундирах.
Новый закон запрещает прославлять немецких нацистов, а латышских – пожалуйста.
Хотя... Орудие, щиток которого служит памятником Озолсу, оно ведь немецкое. Вот она, зацепка! В Екабпилсе снесли советскую пушку, поскольку она символизировала и прославляла Советский Союз.
А тут компонент орудия символизирует и прославляет нацистскую Германию. Сносить, однозначно сносить!